ПОСТСКРИПТУМ
Четыре года... Всего одна двадцатая часть прожитой жизни, но память сохранила события и эпизоды давно прошедших лет. Возможно, происходили они в другой последовательности и не в точности изложенной обстановке – поэтому и взял на себя смелость несколько изменить фамилии действующих лиц.
Может быть, читатель заметит, что в книге главное внимание уделяется бытовой сфере жизни героев – их отношениям между собой, развлечениям, любовным похождениям. Да, это так. Но, мне кажется, что именно эта сторона их жизни вызовет интерес у современного читателя.
И, тем не менее, при всем при этом наши выпускники получили прекрасную подготовку, давшую впоследствии возможность достаточно убедительно проявить себя в производстве, науке и служении Отечеству.
На высоком уровне в училище был организован учебный процесс и контролируемая ежедневная самоподготовка к занятиям.
Наши педагоги давали курсантам глубокие и прочные общеобразовательные и профессиональные знания.
Вспоминаю, в частности, «старичка» Никольского, привившего нам любовь к родному слову, литературе и, особенно, к поэзии; Ариадну Минчину, пришедшую ему на смену; физика Заморокова –боевого офицера, танкиста, вернувшегося с фронта без ноги. «Англичанин» Берман, ставший впоследствии доктором филологии, весьма успешно вколачивал в наши головы азы английского языка и некоторые основы зарубежной культуры.
Главное и самое серъозное внимание уделялось подготовке по специальности– корабельной архитектуре, строительной механике, теории корабля, проектированию и другим специальным предметам, которые нам, практически в объеме ВУЗа, преподавали замечательные, опытные педагоги Резников, Руденко, Яценко и другие. Полученные знания позволили многим выпускникам занять на заводах и в проектных организациях инженерные должности.
По-военному четко и обстоятельно излагали курс военно –морской подготовки офицеры Хомутов, Шишканов, Ляшенко, Дмитриев.
Со временем почти все наши выпускники закончили заочные и вечерние отделения институтов и получили высшее образование.
Последний раз встречался с сокурсниками в Одессе в 1981 году, когда отмечали тридцатилетие окончания училища. Тогда нас выпускников кораблестроительного факультета 1951 года собралось более 20 человек. С гордостью, волнением и душевной радостью мы делились с молодыми курсантами воспоминаниями о своих юношеских годах. Встречались со своими еще живущими, постаревшими преподавателями, искренне благодарили их за науку, которую они в далекие годы терпеливо вбивали в наши головы.
Жизнь разбросала моих товарищей по разным городам, морям, пароходствам, заводам, а позднее - и по разным странам и континентам. У каждого сложилась своя судьба и не у всех счастливая.
Я же по роду своей работы и постоянно меняющегося местонахождения, не имея информации, потерял связь с сокурсниками.
В прошлом году неожиданный телефонный звонок из Америки стал началом активного общения с Ефимом Розенбергом и восстановлению наших с ним стародавних дружеских отношений. К сожалению, только заочных, ибо возраст и, соответственно, состояние здоровья лишают нас возможности личного общения.
Я благодарен ему за то, что из своего заокеанского «далека», проявив завидную настойчивость и терпение, используя возможности Интернета, разыскал адреса многих наших товарищей и получил информацию о них и их семьях. К сожалению. из 33 курсантов нашего учебного взвода к нынешнему времени многих уже нет в живых:
Ушли из жизни одесситы Анатолий Каратов, Павел Блажко, Женя Медведев, Роберт Проценко, Игорь Кули, Николай Стариков, Лёня Жук. Трагически погиб Николай Черных –застрелился, работая в Одесском управлении КГБ. В автомобильной катастрофе в Туапсе погиб Николай Горохов. В далекой Караганде похоронен Гарик Радгольц. Во Владивостоке, где работал простым кочегаром в котельной, в молодом возрасте умер Толя Корнев. В Германии, в эмиграции окончил свои дни Ефим Фель. В прошлом году в Баку скончался Гриша Агеев, проработав всю жизнь в организации, куда прибыл по назначению.
Их имена навсегда останутся в нашей памяти и...на страницах этой книги.
Хочется надеяться, что остальные живы, хоть следы их и затерялись.
Правда известна судьба одного из «наших» - Владика Лившена. После училища он задался целью стать настоящим (не «береговым») моряком и упорным трудом и учебой осуществил свою мечту. Свою плавательскую карьеру закончил главным механиком супертанкера, где оказался жертвой несчастного случая –взрыва котла. Владик долго лечился, после чего остался не у дел и эмигрировал в Америку. Сейчас живет в Нью- Йорке, коротая дни в кругу семьи.
Ну а нас, выходцев из «Моряцкой бурсы», продолжающих общаться между собой осталось лишь трое. Я стал москвичом. Константин Георгиев остается в родной Одессе, ведет активный образ жизни по принципу «...старость меня дома не застанет- я в дороге, я в пути.», имеет массу друзей, всегда готов оказать бескорыстную помощь тем, кто в ней нуждается.
Ефим Розенберг оказался в США, в штате Калифорния, где живет уже 20 лет.
Ефим поддержал предложенную мной идею и проявил благодарную инициативу, приняв участие в издании и опубликовании«курсантской» повести в США и несколько дополнив содержательную её часть.
2011 год...со времен нашей шальной мореходской юности минуло более 60 лет.
Выросли дети, взрослеют внуки, их уже не прельщает морская романтика да и никакая другая, у них другие, более современные, прагматичные горизонты. И от этого становится немного грустно. Но какую радость доставляет ощущение, когда, вглядываясь в них, находишь частицу себя...! Сознание этого дает силы жить и бог с ней, с романтикой, ведь чертовски приятно и трогательно увидеть, как внук раскроет эту книгу и, прочитав до конца, грустно улыбнется, нежно обнимет деда и скажет несколько ласковых и добрых слов...
Москва 1991-2011гг.
Приношу глубокую благодарность моему давнишнему другу
Ефиму Розенбергу за дополнения к сюжету, за трогательную форму
их изложения и за настоящую публикацию в Интернете.
А. Киселев.