44. С верой в грядущее!
Минуло четыре года - быстрых и тягучих, светлых и грустных, но неизменно наполненных безоглядным оптимизмом и глубокой верой в грядущее. Осталось, однако, ощущение, что в эти годы прожиты две взаимно обусловленные жизни: одна праведная, штатная, уставная; другая неорганизованная, стихийная, но более искренняя.
Суть первой составляла учеба, беспрерывная и неутомимая борьба за успеваемость и дисциплину, служба с ее бесконечными нарядами, парадами, строевыми занятиями, разная общественная работа, самодеятельность, безликий училищный комсомол, строгий, но во многом формальный распорядок всей жизни.
Содержание второй составляло все то, что не вписывалось в официальные каноны, а часто и противоречило им: прогулы и шпаргалки, разнообразное и изобретательное сачкование, самоволки, выпивки, девчонки, уличные драки и, конечно же, многочисленные за все это наказания.
Неузнаваемо повзрослели вчерашние мальчишки, нет уж тех броских контрастов между городскими и деревенскими, интеллигентами и рабочей косточкой. Но нет, к счастью, и нивелировки - никто не утерял свою неповторимость, Богом данную индивидуальность.
Группа, поначалу состоявшая из тридцати двух человек и на ходу пополнившаяся еще тремя, к выпуску насчитывала лишь двадцать семь - восьмерых потеряли: кто-то ушел по доброй воле, других заставили обстоятельства.
После сдачи государственных экзаменов и защиты дипломного проекта отвалил еще один - Алешка получил право продолжать очное образование. А двадцать шесть красивых, подтянутых мичманов отправились в Севастополь еще на полгода за офицерскими кортиками.
Светлого вам пути, счастливого плавания!
Земной поклон тебе, дорогая наша моряцкая Альма-матер!
И куда бы ни забросила судьба, неизменно
...Ты в сердце моем,
Ты всюду со мной,
Одесса, мой город родной!