Послесловие.
. . . Находясь в эвакуации, глядя на выжженные солнцем узбекские степи, не представлял себе как выглядит море, хотелось хоть когда-нибудь увидеть его. Может быть эти, кажущиеся тогда несбыточными мечты стали причиной тому, что после окончания школы решил связать свою дальнейшую жизнь с морем. А дальше- Одесское морское училище, Институт инженеров морского флота, беззаботная курсантская жизнь, учеба, развлечения, увлечение парашютным и водным спортом, встречи с девушками, военно- морские стажировки в Севастополе и Балаклаве, диплом кораблестроителя, получение первого звания морского офицера и. . . конец беззаботной жизни.
Пришла пора приниматься за строительство «светлого будущего», а до отъезда в Америку оставалось ровно 40 лет. Не могу сказать, что эти годы были такими уж безмятежными. Судьба, как бы испытывая на прочность, преподносила неожиданные сюрпризы, когда оказывался на перепутье и приходилось все начинать сначала, осваивать новые профессии, менять должности, места работы и жительства, приходить в себя после трагической потери любимого человека.
В 1991 году, ровно за одну неделю до окончательного краха страны, где родились, где прожили значительную часть своей жизни, мы с женой попрощались с друзьями, с памятными местами, с могилами близких и родных людей и уехали навсегда.
Не хочу проклинать и поносить эту страну. Несмотря на все беды и тяжести бесправного коммунистического режима, на трагедии и потери в моей личной жизни, сохранились и добрые незабываемые воспоминания.
Там прошла моя молодость, там родился мой сын, там я получал удовольствие, занимаясь любимым делом.
«Детство, сломанное войной» – часть моей книги «Пока память хранит», которая издается американским издательством и рассылается по индивидуальным заказам.
В книге воссоздал историю своей жизни, своих близких, свою родословную, ее корни, в свете всей информации, которая имеется в моей памяти, в документах и письмах, которые храню. Рассказал о друзьях, которые были рядом и в радости, и в горе.
Как всякому человеку многое повидавшему, столкнувшемуся со многими явлениями жизни, будучи свидетелем многих событий, отходящих в прошлое, мне кажется есть о чем рассказать. Особенно, своим детям, внукам, близким друзьям.
В детстве, юности, в зрелом возрасте, к сожалению, не задумывался, как жили, например, в молодости мои дедушки и бабушки, кто были их родители, прародители.
Теперь всё прошлое моих родных дорого мне и очень интересно, а расспросить о нем уже не у кого. Ныне мне были бы интересны и невероятно дороги записанные воспоминания моего прадеда, прослужившего двадцать пять лет рекрутом в царской армии, участника Крымской войны, заслужившего два Георгиевских креста и медаль «За веру, царя и отечество». Не менее ценными были бы записи деда, пробившего себе, местечковому мальчику, жизненную дорогу в тяжелое для евреев время. О его девяти сыновьях и дочерях –людях со сложной и трагической судьбой.
И уж совсем бесценными были бы записи моего отца, ставшего свидетелем интереснейших исторических событий в жизни страны, участника Гражданской войны, сотрудника ЧК, получившего именной подарок от Льва Троцкого, во время посещения им госпиталя, где отец находился после ранения. Но нет их, нет этих записей.
. . . Дети войны, последние её свидетели- сегодня тем, кто жив, далеко за семьдесят, а тех, кто помнит, и того меньше. Тогда война всех уравняла: у всех была одна цель- спастись и выжить. А сегодня жизнь опять уравняла нас – людей «того» поколения, независимо от образования, должности, звания, профессии – все это осталось в прошлом, и мы зачастую не понимаем своих детей и внуков, а они не всегда понимают нас. И главная наша радость, что мы рядом с ними, что нам повезло дожить до этого времени.