В следующем 1994 году мне пришлось защищать в НИИ сразу два отчета. Первый был плановой работой и касался взаимосвязи подземных и морских вод Крымского побережья. Все расчеты по латеральной разгрузке и построение гидрогеологических карт прибрежной зоны сделала грамотный и толковый гидрогеолог Ирина Лазарева. Но в поле она со мной поехать не могла, так как уходила в декрет с последующим увольнением. А мне надо было провести обследование всего западного побережья Крыма с отбором проб воды и грунта, мелким бурением, картированием очагов разгрузки. Всю работу предстояло сделать мне с Геной. Неожиданно в помощь нам напросилась Света Петренко. У нее был отпуск, и надо было как-то вывезти к морю двух детишек. Положение с деньгами у всех к тому времени стало катастрофическим. Ни о каком доме отдыха и санатории мечтать не приходилось. Она соглашалась готовить нам еду и, по мере возможности, помогать с документацией проб. Ситуация устраивала всех.
Мы зарядили необходимым наш боевой ГАЗ-66 и отправились в путь. Плохо было только с питанием. Городской ОРС уже стоял пустой, Покупать же овощи на рынке было накладно. Вот так мы промахнулись с картошкой. Раньше ее можно было купить прямо у дороги. Так и решили сделать, отъехав подальше от Энска. Наш путь лежал в стороне от курортных и туристских маршрутов. Но даже на дорогах хитрые крестьяне, прекрасно знающие положение в Энске, заламывали такие цены, что становилось не по cебе. И никакие уговоры, что товар не надо никуда везти, что покупаем его прямо у дома не действовали. В конце концов, пришлось раскошелиться.
Начали мы с кутовой части Каркинитского залива подъехав к берегу моря по прямой дороге от поселка Кумово. Берег и прилегающая местность представляли собой тягостное зрелище. Берег был завален гниющими водорослями. Морская вода распреснена до 3-5 грамм на литр. Морские отложения резко пахли сероводородом.
Дело в том, что весь этот северо-западный район был отведен под рисосеяние. Поля представляли собой сплошное болото - рисовые чеки. Полив осуществлялся из густой сети ирригационных каналов днепровской водой из Северо-Крымского канала. Сброс излишков воды осуществлялся по дренажным канавам. О гидроизоляции их не позаботились. Поэтому канавы превратились в настоящие каньоны, глубиной до 10-15 метров. Сбросные воды поступали прямо в залив, вынося в него массу пестицидов, гербицидов, нитратов и гниющей органики.
Все это в купе с распреснением угробило всю морскую живность и превратило кутовую часть залива в абсолютно мертвую зону - настоящую ядовитую помойку. И такое безобразие тянулось на десятки, а то и сотни километров побережья (включая Скадовский район). Тут, конечно, аграрии дали маху и по организации и по безобразной эксплуатации всех ирригационных систем. Более того рис, в отличие от восточных стран, был некачественный и плохо реализовывался на рынке. "Сечку", годную только на клейкую кашу никто не хотел покупать.
Аналогичные рисовые посевы внедрили на Кубани. Там резко изменился климат, появились полчища комаров и москитов. Коренные жители проклинали аграриев и просто плакали. Чуть южнее Кумово, в Раздольненском районе, слава Богу, провалился еще один Лысенсковский эксперимент - там пытались выращивать хлопок. Хлопок просто не успевал вызревать в Крымском климате. Осенние веры срывали коробочки с кустов и катали по полям. Гоняться за ними заставляли школьников, освобождая их от уроков, и гробя школьные программы. Такие вот "передовые" технологии внедрялись в Крыму.
Первый более менее приличный песчаный пляж мы встретили в поселке Портовое. Само Портовое расположено на вершине небольшого полуострова, менее чем в полукилометре, от которого в залив вдаются заповедные Лебяжьи острова. Тучи птиц над ними легко можно рассмотреть в бинокль. Где-то в районе поселка Славянского рисовые чеки, наконец, кончились. Побережье стало приобретать нормальный вид. Начиная от поселка Аврора и далее к пос. Стерегущее потянулись широкие песчаные пляжи с домами отдыха. Море здесь уже очистилось от сбросных вод. Сразу за Стерегущим грунтовая дорога поворачивала на косу Бакал. Эта коса, я бы сказал Азовского типа, поразила меня полным безлюдьем. Хотя вся она сложена мелким белым песком. На мелководьях вода хорошо прогрета - идеальное место для купания и принятия солнечных ванн. Далее наш путь лежал по уже хорошо знакомым местам Межводное - Черноморск - Оленевка - Атлеш - Окуневка. Полные дорожных впечатлений, загруженные пробами, с полным записей полевым дневником мы ,наконец прибыли в Энск.