14/II -- 61. Куркино. "Указ Петра I No1698. Указ господам сенаторам -- речь держать в присутствии не по писанному, но токмо своими словами, дабы дурь каждого, всякому видна была". -- Это записано на первой странице общей тетради, постоянной спутницы директора совхоза "Михайловский" Павла Васильевича Михеевича. Он высокий и, как это свойственно обычно высоким людям, худощавый -- не худой -- человек; продолговатое с крупными чертами лицо; лоб с большими залысинами; длинные, сужающиеся к концам, пальцы. Очки, тёмные глаза. Руководит большим хозяйством: более 20 тысяч га земли. В декабре 1959 года сдал очень много скота (свиней) -- мало корма. А в январе призывает первый секретарь РК Карташов: "Давай три плана мяса". "Не могу. Один и то еле-еле натянем". Последовал сакраментальный вопрос: "А в какой парторганизации ты состоишь?". "Ну и написал три плана. А то придут разные комиссии -- и пропал".
О навозно-земляных компостах: "У меня их 50 тысяч тонн. Вывозим их сейчас из буртов на поля". "Но, ведь, это же плохо: в маленьких кучках они потеряют свои качества". "А что я могу сделать?! Весной-то мне некогда будет их развозить. Да и нечем. Знаю, что плохо, но это единственный выход". О передвижной эстакаде слышал, подтверждает -- это хорошо, -- делать её не делает. Недоверие?! Нет приказа свыше? Произвёл впечатление очень "лавируемого" руководителя.
Сегодня в поезде от станции Горбачи до Куликова поля (это Куркино) женщина из деревни Дон-Орловка, в прошлом году их влили в совхоз "Победа". В совхозе хуже. Корма не дали. Заработки маленькие. В колхозе за деньгами не гнались: хлеб давали, скот можно было держать. Откормишь поросёнка -- вот и деньги.
Старик-пенсионер: "Я на частной пасеке работаю, в Моршанске". Оказалось: врач-венеролог и инженер лесного какого-то управления, имеют -- первый около тридцати, второй более тридцати ульев. Объединились, создали одну пасеку, наняли этого старичка. Лесничий предоставляет под пасеку лесные приволья! Пенсионер-старичок железнодорожный машинист, из Волово. Остался беспризорным -- поссорился с сыном из-за снохи. Сын выпивает, без ноги. Сноха -- хорошая портниха. К ней мать её приехала. И сноха выжила старика.
Колхозница из Алексинского района, Лида, о январском Пленуме. "Надоела эта болтовня. В колхозе дела неважные. Корма скоту почти нет. На трудодень около килограмма зерна, денег давали по 2 рубля, задолжали за три месяца". Лида -- молодая крепкая женщина. Живёт с матерью -- старухой. Мысли -- как бы уйти в город. Но с пропиской плохо и специальности нет.