8/XII. Ещё о совхозе им. М. Горького Чернского района. Был там 3-го декабря, когда делал рейд: "От Тарусской до Скуратова" (как со станций вывозят минеральные удобрения). Главный агроном -- Иван Фёдорович Громов. Пожилой, с седоватой головой; умные серые глаза, с интересом смотрящие на собеседника; правильные черты лица с розоватыми щеками, как это бывает у пожилых, но здоровых и часто бывающих на свежем полевом ветре мужчин, не занимающихся физическим трудом; при улыбке посверкивают два-три золотых зуба. Агроном старой закалки, прошедший огни и воды, и старающийся по мере сил своих, и возможностей поддерживать честь агрономической науки. В колхозе более 30 тысяч га земли, пашни -- около 23-х тысяч га. Рассказывает: "Внесли в этом году по 50 кг минеральных удобрений на один гектар пашни, а планировали внести два центнера. Две тысячи тонн удобрений, которые мы должны были получить по плану -- не привезли, а из двух тысяч одну доставили на станцию так поздно, что использовать её в этом году, хотя бы под озимые, мы уже не смогли. Заготовили 87 тысяч тонн компостов. Внесли немногим более 40 тысяч -- это по две тысячи на гектар пашни; остальные из-за недостатка механизации остались в штабелях.
Наши планы -- Вы спрашиваете? Ежегодно заготавливать по 100 тысяч тонн компостов, довести норму внесения минеральных до 4 центнеров на один гектар. Для компостов потребуется 24 -- 30 тысяч тонн навоза. Он у нас есть. Думаю, что такое удобрение даст нам урожай зерновых до 16 центнеров, кукурузы -- 400 -- 450 центнеров.
Об эстакаде передвижной слышал, ездил в совхоз "Полтевский" специально смотреть. Райком туда всех возил. Приспособление полезное..., -- но глаза его потускнели, закончил скучным голосом, -- ведь и для неё нужен бульдозер. Без него она бесполезна. А у нас их раз-два и обчёлся. Но будем всё равно делать такие эстакады".
Текст радиорейда завтра передадут Чуканову Олимпу Алексеевичу -- это 1-й секретарь ОК КПСС.
Погода всё такая же. Туман, туман, ветер, слякоть; сегодня температура до + 3, завтра обещают до +5. Снега на полях не осталось.