авторів

1427
 

події

194062
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Vladimir_Vrubel » Мои четыре жизни - 20

Мои четыре жизни - 20

20.07.1970
Ленинград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия

Ч. 20 Очередной поворот судьбы

 

На Урале всё свободное время я посвящал изучению английского языка и техническим переводам, перевёл толстенную книгу по математической статистике.

 

В КБ был головной отдел научно-технической информации, в который поступали очень интересная техническая зарубежная литература и журналы, иногда с грифом ДСП, если в техническом журнале была какая-нибудь политическая карикатура или шпилька по поводу советских руководителей.

 

Много любопытного узнал о военной приёмке в США, старался использовать полученные знания, сообщал о них коллегам и начальству. Некоторые вещи звучали забавно, хотя с какой стороны посмотреть. Например, под стеклом на рабочем столе я положил таблицу из американского журнала.

 

Она называлась: «Как задать 25 вопросов к любому документу». Должен заметить, что если следовать этой методике, то в документе, чаще всего это были извещение на изменение конструкторской документации или карточка разрешения на отступление от конструкторской документации, «слепых пятен» не оставалось.

 

Работы по второму направлению  создания морских баллистических ракет  с двигателями на твёрдом топливе проводились, начиная с 1958 года. Наконец, в правительстве приняли решение о создании первой морской  твердотопливной  ракеты средней дальности.

 

На предприятие, которому было поручено стать головным по созданию комплекса, отправили несколько человек военпредов с Урала и из Сибири. Подбирали туда тех, у кого была квартира в Ленинграде, поскольку предприятие находилось там.

 

Пять лет на Урале промелькнули для меня как один день. Наверное, потому, что эти дни были до предела заполнены. Было много весёлого и смешного, и много трагического, о чём мне не хочется писать. В памяти остались прекрасная природа и чудесные люди, которые нас окружали.

 

Я навсегда сохранил дружеские чувства к соседям по лестничной клетке, Малику и Вере Ш. Малик трагически погиб, но память об этом замечательном человеке живёт в моей душе. Вера смогла вырастить двух прекрасных сыновей.

 

За год до моего перевода в Ленинград произошло знаменательное событие: американцы высадились на Луне. Они подарили нашему правительству документальный кинофильм и образцы лунного грунта. Кинофильм был показан в конференц-зале КБ руководителям производства, ведущим конструкторам и военным представителям.

 

Все сидевшие в зале хорошо понимали, какое это величайшее достижение в истории человечества. Советская печать всячески стремилась принизить это событие.

 

Например, корреспондент «Известий» сказал одному нашему учёному: «А какая разница? Наш аппарат тоже доставил образцы лунного грунта».

Тот ответил: «Разница вот в чём. Скажем, вам дали путёвку в Сочи. Но полетели отдыхать не вы, а аппарат, который сообщит вам температуру воды, воздуха, волнение моря, расскажет о питании…».

 

Но для меня это событие отошло на второй план, когда пришёл приказ о моём переводе в Ленинград.

 

Вот не зря нам преподаватели в училище говорили: «Женитесь на ленинградках!»  Тогда бытовала поговорка, что главным деловым качеством для службы в Москве и Ленинграде было наличие там жилплощади. Всех назначенных в Ленинград перевели приказом главнокомандующего ВМФ.

 

Моя жена не была ленинградкой. Меня перевели по приказу министра обороны. Такие переводы делались крайне редко, потому что в этом случае мне обязаны были предоставить квартиру. Но помните бородатый анекдот о слоне в зоопарке, которому полагались по норме апельсины? Слова «положено» и «дали» в нашей стране всегда разделяла глубокая пропасть.

 

Не нужно объяснять, насколько серьёзен вопрос жилья для каждого человека. Мне пришлось снять жильё сначала напротив своего бывшего училища на Московском проспекте.

 

Не знаю, сколько времени продолжалась бы наша бесквартирная жизнь с переездами с одного места на другое, но я смотрел на это с пониманием, знал, что будут трудности, старался как-то успокоить жену.

 

В «Положении о военных представительствах» говорилось, что жильём военпредов должно обеспечивать предприятие, как и всем остальным на уровне соответствующих категорий ИТР.

 

Но в моём случае я должен был получить жильё от Ленинградской Военно-Морской базы. Меня поставили на очередь и ждать бы мне, когда рак на горе свистнет. Но, на моё счастье в Ленинград приехал главком ВМФ адмирал флота Советского Союза Сергей Георгиевич Горшков.

 

Ему доложили, что некоторые военпреды без жилья. Главком распорядился выделить 10 квартир для военпредов. Я воспрял духом, но, как  выяснилось, рано.

 

Первое, что я ощутил в Ленинграде – настороженность при встрече в военной приёмке. На Урале, не считая Фёдора Ивановича, меня встретили все, и начальники, и подчинённые, очень дружелюбно. Работали там все с энтузиазмом, часто, не считаясь со временем. Были жизнерадостными.

 

В Ленинграде мои коллеги показались мне равнодушными, с потухшим взглядом. Сейчас, по прошествии стольких лет, думаю, это было связано с тем, что на Урале и в Сибири мы служили, а здесь люди дослуживали. К сожалению, так случилось и с некоторыми моими уральскими и сибирскими коллегами.

 

На ленинградском предприятии, куда я попал, имелись две морские приёмки, одна в КБ, другая на заводе. В КБ, куда меня назначили, к работам только собирались приступить, поэтому мне предложили заняться по моей первой профессии артиллерией.

 

Начал с того, что  засел за техническую документацию, затем надел синий халат и отправился по цехам, смотреть, что и как делается на месте. К своему великому удивлению, обнаружил массу нестыковок, ошибок, путаницы в технических условиях на серийные артиллерийские зенитные установки.

 

Принимать изделия по такой документации было нельзя. Созвал производственников, технологов, ОТК и конструкторов. Они со мной согласились. Сказал, что пока всё не будет исправлено, принимать не буду.

 

Начался скандал. Меня вызвал заводской военпред, капитан 1 ранга Юрий Петрович. Он до назначения в приёмку был заместителем начальника полигона на юге.

 

(Примечание: через несколько лет запретили назначать на должности заместителей и старших военпредов офицеров, ранее незнакомых с работой в военных представительствах).

 

Юрий Петрович бушевал. Не буду пересказывать всё, что я услышал. Самым ласковым было: «Мы ДО вас работали, и ПОСЛЕ вас будем работать». Закончил он свою речь приказом принять продукцию.

 

На это я ему ответил, что он может приказать мне выкопать канаву от заводоуправления до цеха. Я возьму лопату и буду копать. А вот продукцию по такой документации пусть он принимает сам.

 

Должен сказать, что Юрий Петрович был хорошим человеком, но со своими слабостями, в том числе и с той, которая его погубила, как и многих хороших русских людей. У меня с ним были потом прекрасные отношения, хотя я видел, что он всякий раз настораживался, не ожидая ничего хорошего, когда я  приходил к нему с каким-нибудь вопросом.

 

Когда он выдохся и перестал кричать, я показал ему технические условия и чертежи. Он окончательно пришёл в себя и помчался к районному инженеру, где перевёл стрелку на старшего военпреда в КБ, чья подпись красовалась на этих документах.

 

Старший военпред в КБ капитан 2 ранга Олег Ильич, высокий, крупный мужчина с добродушным лицом, напоминал мне медведя. У  медведя добродушная морда, но это ровным счётом ничего не значит.

 

После того, как ему дал выволочку районный инженер капитан 1 ранга Александр Александрович, я нажил себе умного и подлого врага, который внешне всегда излучал доброжелательность и спокойствие.

 

Когда началась работа по новому комплексу, мне и моим новым подчинённым выделили комнату в КБ, где мы сидели втроём: двое гражданских служащих, старшие инженеры и я.

 

Гражданские служащие, мои непосредственные подчинённые, были не простыми. Николай Павлович, капитан 1 ранга в отставке, раньше служил начальником управления в военно-морском НИИ, а Георгий Николаевич, подполковник в отставке, бывший старший научный сотрудник, - в том же НИИ.

 

Оба они воевали. Это были опытные умные люди, которые всегда могли дать толковый дельный совет, и не только по работе.

Дата публікації 24.12.2022 в 22:54

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: