Понедельник, 23 сентября
Вапперс, Галеви, Мерсэ, Дюбан обедали со мной. Делароша не было в городе.
Чтобы подготовить фигуры на картине, надо начинать с хорошего наброска, а когда Андрие пройдет их краской и начнет отделывать фигуры, стараться направлять его в этой первой работе и стремиться добиться того, чтобы с такой помощью он доводил их до конца. Тогда мне не нужно будет делать столько переделок. Надо стараться сохранять основные линии и совершенствовать их еще до того, как ими воспользуешься,— поэтому если рисунок сотрется, надо вновь наметить его на подмалевке.
Нужно во всем следовать приемам декораторов, особенно для отдаленных фигур; моделировать их глухими тонами, как мы это делали в картинах, как бы выкраивая их посредством тени и, так сказать, не прибегая к светлым тонам.
Я заметил в Сусанне Веронезе, как просто положены свет и тень,— даже на первом плане. В большой композиции, как, например, в плафоне, это еще более необходимо. Грудь Сусанны кажется написанной в одном тоне, а дана она в полном освещении; и контуры также очень четко очерчены; новое средство усилить видимость на расстоянии. Я испробовал этот прием также и на картоне, обведя фигуры очень примитивным, почти наивным контуром.
24 сентября
О предрассудке, будто колористами родятся, а рисовальщиками становятся.
О художниках-поэтах и художниках-прозаиках.