авторів

Эмигрантские хроники

10.08.1993 – 15.09.1993
Киев, Киевская, Украина

Едва унеся ноги от бандитов и взяв недельный тайм-аут, я собрал у себя совет. У меня был товарищ, бывший мой сотрудник. Участник войны в Афганистане, он до выхода на пенсию служил советником афганского генерала в Кабуле. Директор треста, в котором я работал, однажды пригласил меня к себе в кабинет и представил нового сотрудника. Так Володя оказался у меня в отделе. Перейдя на работу к Аросьеву, я смог перетянуть туда и Володю. Так что к описываемому моменту мы оба оказались не у дел. Мы остались без «крыши», но у нас уже был свой маленький бизнес. Его мы «замутили» совсем недавно, и всё шло хорошо под крылом фирмы Аросьева – сахар, это где-то в туманном далеко, а тут, в Киеве, арендованный зал с ходовым товаром. Что это был за бизнес? Наш бывший заказчик ещё со времён работы в тресте, крутой литовский бизнесмен Алексис открыл в пригороде Вильнюса мебельную фабрику. Его мебель пользовалась хорошим спросом в странах Балтии, но он был заинтересован и в освоении киевского рынка.
Мы договорились: он делает нас своими представителями на Украине, а мы этот рынок осваиваем. Осваивать мы начали с Киева: договорились с Аросьевым о том, что он берёт для нас в аренду торговую площадь, а мы устраиваем на этой площади выставку-продажу мебели. Естественно, часть прибыли должна была уйти ему. Фирма Аросьева перестала существовать, но остался договор аренды в универмаге Детский Мир и осталась мебель, которую мы получили из Вильнюса. Нужно было срочно искать новую «крышу», и мы её нашли – ООО «Новый Мир» с офисом на Васильковской заинтересовалось нашим предложением. Договор аренды с Детским Миром перезаключили на «Новый Мир», а мы с Володей стали их сотрудниками.
Мы работали по чёрным схемам: начиная с таможни и кончая моментом продажи в ходу был черный нал. Этим же налом мы рассчитывались с поставщиком, этот нал мы отстёгивали нашей «крыше», этим налом получали свою зарплату.
Да, мы обманывали государство, но без этого обмана не существовало бы бизнеса не только у нас, но и по всей Украине. Вести дела по серым схемам вынуждало само государство с его антирыночными законами, фискальной налоговой политикой, армией чиновных прилипал, кормящихся с руки предпринимателей. Малому бизнесу, чтобы выжить, приходилось давать взятки – от визитёров из контролирующих организаций до чиновников городской администрации. Взятки требовали все, кто имел хотя бы мало-мальскую возможность влиять на работу предпринимателей.
Картинка из той жизни: местный участковый с утра обходит торговцев, поставивших палатки у стен Детского Мира. Цена вопроса 5 долларов ежедневно: после этого они могут торговать сосками и детскими ползунками с высоко поднятой головой. То, что они здесь находятся на законных основаниях, что они платят арендную плату, мента не волнует. Затем он обходит уличных менял – тот, кто не заплатит, лишится права торговать валютой. А без менял рынок станет: карбованец – не деньги, в ходу только валюта.
Однажды случилось неслыханное происшествие: заезжие менялы «кинули» предпринимателя. Как оказалось, это была бригада гастролёров, приехавшая накануне в Киев. У обманутой торговки нашлись знакомые, которые подсказали, где можно найти залётных. На следующий день я стал свидетелем такой картины: на автостоянке позади универмага четверо в штатском смертным боем били парней, прикованных наручниками к ограде: это менты, отрабатывающие свой дополнительный заработок, примерно наказывали «чужих».
Но у нас с Володей случались и забавные моменты.
Свою мебель в Детском Мире мы хранили на складе детской игрушки. В конторке склада работали три кладовщицы, которые иногда приглашали нас отобедать. В один из дней они пригласили нас отпраздновать день рождения одной из сотрудниц. Мы пришли не с пустыми руками – в Володином дипломате лежал подарок и две бутылки водки. Нужно сказать, что в этот день мы получили зарплату – по шестьдесят зелёных за прошедшую неделю. Пробыв в компании час, я стал прощаться, а Володя решил продолжить банкет.
Утром он появился помятый и встревоженный:
-Я не оставлял тебе свою зарплату? – первым делом спросил он.
Получив отрицательный ответ, Володя помчался на склад. Вернулся он через десять минут и вид у него был потерянный:
- Жена меня убьёт, – твердил он.
Вот что он мне рассказал: разошлись в одиннадцатом часу, причём он был уже «на автопилоте». Жил Володя в Василькове (двадцать пять километров от Киева), в военном городке. В Киеве он сел в пригородный автобус и уснул. На конечной остановке в Василькове его разбудил водитель автобуса – свою остановку Володя проспал. Это был последний автобус и Володя через весь город потопал домой пешком. Добрался до дома он лишь во втором часу ночи и после скоротечного скандала, устроенного разгневанной женой, уснул на пороге квартиры. Проснувшись утром,  вспомнил о зарплате. В общем, он решил, что потерял деньги по пьянке. Прошло полгода и, однажды, Володя пришёл на работу с сияющей физиономией: накануне он привёз с дачи четыре ведра яблок, после чего жена решила закрыть несколько банок с компотом. Когда закончился сахар, вспомнили о трёхлитровке с сахарной заначкой. И тогда, вместе с сахаром, из банки посыпались бумажки зелёного цвета – зарплата, «заныканная» Володей в ту злополучную ночь, когда он в беспамятстве приполз после ужина в универмаге.

Дата публікації 11.08.2022 в 11:59

Присоединяйтесь к нам в соцсетях