3. Возможные направления творчества
Главными моими занятиями были учёба и общение со своими одноклассниками. Помню до сих пор имена многих ребят из класса. В дружбе и общении с каждым из них я находил свою пользу и интерес. Например, с Игорем Гандзюком (кличка "Ганза") я однажды играл на школьной сцене что-то о бравом солдате Швейке. Игорь был Швейком, а я Лукашом... Слова застревали в горле, ощущение очень неприятное... Какой-то столбняк... Больше я на сцену не выходил, артиста из меня не получилось.
Это всё происходило в пятом или шестом классе. Помню, что Игорь Гандзюк увлекался сбором почтовых марок. Но ни сцена, ни филателия меня не задели.
С Анатолием Козаченко и Григорием Квасовым гонял летом на велосипеде. Отец Козаченко был военным офицером, кажется, пограничником, отец Квасова был большим партийным деятелем, а мать – медицинским работником.
Мой отец мне часто говорил в порядке воспитания о том, что какая, мол, тебе польза, например, от дружбы с Олегом Кульчицким? Дружи лучше с Квасовым, он ведь отличник! Дело в том, что Олег Кульчицкий был мне знаком ещё по довоенному Кишинёву, он был членом союза трёх танкистов. Но после войны учился в кишинёвской смешанной школе довольно слабо, поэтому в каком-то смысле совет моего отца был справедлив. Правда иногда я встречался с Олегом и мы с ним гоняли на велосипедах по Баюканскому спуску или по городу. Много лет спустя при встрече в Сороках с моим отцом, отец Олега жаловался, что сын давно отбился от рук и с трудом окончил только семь классов... А я в это время уже был молодым специалистом, авиационным инженером. После окончания первого класса в табеле у меня были пятёрки по всем предметам, а у Олега была всего одна четвёрка. Вот такая непонятная метаморфоза произошла с бывшими "танкистами" из одного боевого экипажа.
Я послушался своего отца и по его совету посетил Григория Квасова у него дома и увидел как он учит уроки. Вначале Григорий читал громко заданный на дом раздел учебника, а потом, закрыв учебник, расхаживал по комнате и повторял несколько раз вслух прочитанное. Я был потрясён такой методикой! Тогда я понял, что чудес не бывает, и если так усиленно заниматься, то можно легко всё запомнить и стать отличником. Что-то из "квасовской" методики я взял себе на вооружение.
После окончания школы Козаченко поступил в МВТУ, а Квасов в МГУ на философский факультет.