12 июня 1998 г.
Ваня очень изменился – Наташа говорит – вырос. Детали: попросила я его пойти с дедом за продуктами, чтобы он «пальцем ткнул», какую колбасу купить, а также картошку понести. – Когда? – спрашивает. – Дед уже одет, говорю. – Я должен вымыться, – отвечает. Времени 15 часов. С дедом пошел Рамоша, и, конечно, прежде всего, увел его покупать диски и кассеты на «свои», заработанные нами вместе с ним в Захарове при продаже газеты, на поляне в пушкинский праздник. Ваня вымылся после того, как они пришли, принеся из еды только ножки для холодца, который, кроме нас с Валей и наших гостей, есть никто из них не будет. Пришлось деду второй раз идти одному, при этом он произнес: с ними я не пойду. Бесконечное вымогательство дурацких лакомств заграничного производства, кока-колы, вредной в тех безумных дозах, в каких она выпивается, и дорогой, как вино, если не иметь в виду особо дорогих вин; но главное… взрослый все время напряжен, т.к. ожидает непременного и не знающего меры вымогательства внуков, неразумной траты денег, с которыми сейчас у нас с Валей так трудно и которые прежде всего нужно собирать для оплаты Ваниной учебы. А ведь одному – 14, другому, слава богу, и все 18 лет.
Все-таки страшно отражается на детях то, что росли они в стране жаркой и от этого, по-видимому, ленивой. Никаких навыков убрать за собой, все роняется, бросается, где попало, как будто они миллионеры, и у каждого – по меньшей мере, по камердинеру. Этически – это потребительское отношение к матери, а нынче – к деду, ко мне. Поесть, поспать, развлечься с приятелями, дом – неинтересен в принципе. А если дома, то компьютер, диски, конечно, из массовой культуры. Понятий — работа, учеба, чтение, полезное занятие для милейшего в общем-то Рамоши пока просто не существует. Хотя – помочь принести продукты из магазина он никогда не отказывается. А в Захарове тоже газеты нам помогал продавать и заработал у деда 40 рублей. А радости нашей от деятельного присутствия младшего внука, от остроумия и веселости его было сколько!
Ваня – совсем не домашний, и это как-то непривычно отмечать, сейчас ушли в Макдональдс. – Есть двадцать рублей? – спросил Ваня. Я сказала, что это очень много каждый день на карманные расходы. Он сказал: тогда разменяй (обменяй) мне 5 долл. Разменяла, дала по таксе 5х6,25=31,5. Взрослая сумма денег на чепуху пойдет. Как быть? Как объяснять, не знаю толком.
Если есть в доме 5 пачек соку, будут выпиты за день. Не понять отсутствия чувства меры, заботы о других etc. родных. Схватить и убежать – некоторым дикарством, оторванностью от этого тянет.
Как поступить в связи с Захаровым? Местные (Одинцово) хотят его присвоить, послать бумаги в Минкульт – о лишении заповедника государственного статуса.