Я помню Глава 52 И о доме Чуковского
Еще немного о Лидии Корнеевне и о доме Чуковского.
После смерти отца она написала:
«Ну а если умру я, а дом твой останется жить,
Я с ближайшего облака буду его сторожить»
Музей К. Чуковского за 15 лет посетили 80 тысяч человек. Сотни посетителей обращались в высшие инстанции с просьбой сохранить Дом-музей, существованию которого постоянно угрожали. Многие безвозмездно ремонтировали старенький домик.
Л. Чуковская была избрана в Баварскую Академию наук. В 2011 году лауреатом литературной премии стала Елена Цезаревна Чуковская.
Дом-музей К. Чуковского до 2000 года существовал. Директором его был Лев Алексеевич Шилов – литератор, собиратель голосов писателей.
Перед отъездом из России я ездила в музей с экскурсией первоклассников московской школы, где училась моя внучка.
Как сейчас обстоят дела с Домом-музеем – не знаю.
Лидии Корнеевне было тогда больше 80 лет, сердце её работало плохо, с перебоями, она была почти слепа. Я сфотографировала её и попросила подписать фотокарточку. Но она не любила своих снимков, отняла эту фотокарточку, а в утешение подарила книгу «Софья Петровна» с автографом.
Лидия Корнеевна, в отличие от своего отца, обладавшего актёрскими данными, умевшего лавировать; была непреклонным человеком.
Её мнения и убеждения не менялись ни под чьим влиянием.
В этом смысле очень интересно читать её переписку с поэтом Давидом Самойловым. Есть такая книга. Они были совершенно разными людьми, но для них обоих слово – важнейшая часть искусства. И отношение к нему разное, но одинаково трепетное.
Скрываясь от властей, в доме Чуковского жил А. И. Солженицын. Лидия Корнеевна с пиитетом относилась к писателю. Вместе с Еленой Цезаревной они дали много материала для проведения вечера, посвященного А. И. Солженицину.
Я храню в душе встречи с этой семьёй на вечерах, в их доме, куда они меня приглашали.
1 апреля ежегодно отмечаются дни рождения Корнея Ивановича Чуковского. Тёплые речи, вкуснейшие пироги с капустой, круг близких друзей, посещение кладбища, чтоб поклониться К. И. Чуковскому. Низкий поклон вам всем за ваши труды и праведную жизнь!