Глава 18
Небольшие тайны мироздания
Давайте поговорим об искусстве. Вы конечно понимаете, что это безгранная тема — давайте ограничим её, поговорим о литературе и кино. Положите руку на сердце и признайтесь, какой жанр литературы вы предпочитаете. Я могу угадать, что вы скажете, но давайте будем абсолютно честными — как насчет детективов? Погодите, не делайте ледяное лицо, конечно и абсолютно — Достоевский, Толстой, Пруст…, но перед сном, на пляже, в доме отдыха? Может быть Кристи, Сименон или хотя-бы Малинина придутся лучше?
Фильмы. Сокуров, Тарковский, Росселини или как его правильно писать — это замечательно, но как насчет Джеймс Бонда или вампиров? Не приятнее ли провести время в компании обворожительных красоток или страшных-нестрашных монстров, чем разгадывать криптограммы символов и намеков?
Кто не зачитывался в детстве, кто не отождествлял себя с такими супер-героями как (обращаюсь к моему поколению) Д'Артаньян или граф Монте-Кристо. Почему эти, в общем то одноплановые, но неоднозначные герои были столь привлекательны.
Небольшое пояснение. Господин из Гаскони, вместе со своими друзьями был, в современном понимании, просто напросто криминалом. Сплошные убийства, по поводу или без повода, пьянство, распутство… Эдмонд Дантес посвятил свою жизнь, презирая библейские и общечеловеческие нормы, мести и, мстя за несвободу, прикончил, как бабочек, по крайней мере пять (не ручаюсь за точность) человек.
Потому, что с ними, с героями было все предельно ясно — Атос хороший, хотя и несчастный, миледи плохая, хотя и красивая. Монте-Кристо богатый и благородный и значит все может, а его враги не благородные, а значит не могут, хотя некоторые из них тоже богатые.
Просто и ясно!
По такому же незамысловатому принципу строится 80 % всех Голливудовских боевиков. Джеймс Бонд — это наверное лучшее тому подтверждение.
Ещё когда 007 был абсолютно недостигаем в стране советов и сведения о приключениях этого супер-героя я черпал из контрабандных журналов и газет, я понимал, что это — американский вариант майора Пронина — рыцаря без страха и без единого темного пятнышка. Ну, что же такой подход тоже имеет право на жизнь. Правда мне милее фильм «Ганнибал» с таким неоднозначным людоедом, что сочувствуешь ему, а не «Джеймсам Бондам», которые пытаются схватить его (в скобках заметим, что так в общем и задумано авторами фильма).
Как легко и приятно жить в простом мире! Как бы хотелось, чтобы и мои герои были такими же простыми и однозначными, например — благородный и трудолюбивый Леня и беспутный бездельник Саша. Но и Лёня, наверное, не во всём ангел и Сашу за что-то преданно любила жена. А ведь этим героям и полагалось быть несколько одномерными, они появились в моей книге как «типичные представители» клана врачей, выполняли иллюстративную, заранее определенную функцию. Я буду рад, если вы найдете не слишком уплощенным Петю-оруженосца, он и был таким, не зря его так жалела и по своему, по детски любила моя дочь. Но теперь моя задача становится неимоверно сложной — я хочу рассказать о действительно неодномерных людях, о загадках эмиграции, рассказать о тех, кто так и остался тайной или хотя бы покрытыми загадочным ореолом.
Часто их тайна была проста и рукотворна. Мы просто мало или ничего не знали об этих людях, а о себе они не рассказывали или преподносили такие истории, что лучше бы они промолчали. Иногда они приоткрывали что-то из своего прошлого, но после этого так быстро исчезали, что оставался только маленький фрагментик их судьбы, а также догадки, и предмет для сплетен в узком кругу. Их было не так уж много, большинство промелькнувших были хрустально ясны с первого взгляда, каким бы загадочным флером они себя не окружали. Скажем два Василия — заурядные криминалы разной степени криминальности. Один — обычный преступник (даже не мафиози), бежавший из Израиля. Там по его следам шла полиция в связи с убийством полицейского. Он успел прославиться и в Южной Африке, когда украл сына хозяина русского кафе-клуба «Ношерс» (о нём и о многом другом в коротких историях) и требуя выкупа возил его в багажнике, пока не был схвачен полицией. Он благополучно отсиживает срок за киднапинг и незаконное владение оружием в Преторийской тюрьме и на свободу, думаю, не рвется, так как вместо свободы, будет отправлен в Израиль, где его с нетерпением ожидает новый суд.
Другой Вася на свободе, по-моему даже ни разу не был арестован. Видимо он был просто умнее, хотя и оставался криминалом — стоило с ним поговорить. Сейчас, как мне рассказывали, он стал респектабельным бизнесменом и ведет дело, точно соответствующее его характеру — краткосрочные долги с процедурой выколачивания. С этого, говорят, начинали почти все американские мафиози.
Но всё же обещал рассказать о загадках. Что ж их было не слишком много, но след в нашем мире они оставили. Мимолетный след остался после странного визита весьма странного человека. Он пришёл к нам, когда мы прожили всего дней десять в новой стране. Мы ещё не пришли в себя и слабо пытались нащупать ориентиры в таком сложном мире. Он представился Игорем, сказал, что закончил Тернопольский (по-моему) политехнический и приехал в Африку в поисках работы. Он расспрашивал о чём-то, я рассказывал то, что знал и в частности посоветовал преподавателя английского языка. Она жила в том же доме, я ходил к ней учить английский, так как прекрасно понимал, что только знание языка дает некоторые шансы. Игорь поблагодарил и ушёл, исчез навсегда из нашей жизни. Где же загадка? А вот где — через пару дней я спросил ту самую преподавательницу: приходил ли к ней Игорь.
«Приходил — сказала она — только я ему совершенно не нужна. У него прекрасный английский, лондонское произношение и практически без акцента».
Лондонское произношение у инженера из Тернополя?!
Это загадка маленькая, таких загадок можно набрать с дюжину — кто был тот таинственный старик в летний знойный день появившийся в «Chabad House» в зимнем пальто и шапке. Без документов, без денег, он ночью спал в Претории на вокзале, а днем приезжал в Йоганнесберг. Зачем? Он не смог объяснить. Он был несомненно сумасшедшим, но загадку оставил — как он попал в Южную Африку? Не пешком же пришёл. Зачем он сюда приехал?
А Гиви? Маленький проходимец грузин, в свои 19–20 лет объехавший почти всю Европу и побывавший до Южной Африки в Израиле, Швейцарии, Англии и еще бог знает где. Что его толкало на эти путешествия? Любопытство? Жажда нового? Как он зарабатывал себе на жизнь? Зарабатывал ли? Он исчез и оставил загадку своих путешествий.
Были тайны и посерьезнее. Были нераскрытые загадки характеров, поступков, дел и мыслей. Я не умею придумывать, изобретать — пишу только то, что вижу и знаю, и себя-то самого понимаю неважно, а других… Иногда это легче, часто просто не хватает времени.
О двух таких неразгаданных мною характерах я и хочу рассказать в следующей главе.
Но сперва короткие истории.