авторів

1488
 

події

204736
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » elesha52 » Детство в Балахне

Детство в Балахне

01.01.1923 – 01.01.1930
Балахна, Нижегородская, Россия
(открытый доступ) Костромской тракт в Балахне, 1912 год

До отъезда на фронт Первой Мировой войны Александр Васильевич не много уделял внимания детям - они были слишком малы, чтобы принимать участие в его излюбленных занятиях, одним из которых была охота на медведей с рогатиной. Папа оставил описание этого старинного способа и я расскажу о нем в другом месте.  Во дворе дома жили две охотничьи собаки, каждая в своей будке, лисица в клетке и медвежонок на цепи. Кроме того, рядом был птичник с курами, гусями и индюшками, которым не возбранялось бродить по двору. детям иногда разрешалось кормить всю эту живность  Все эти воспоминания папы относятся к 1917-18 годам, т.е. когда ему было 4 -4.5 года. После отъезда отца, постепенно исчезли сначала звери, потом собаки, опустел и птичий двор. Елена Павловна была совершенно не знакома с крестьянским укладом, вести хозяйство не умела и во всем полагалась на слуг, которые, вероятно, нещадно ее обворовывали. После революции какое-то время семья держалась за счёт старых запасов, но мука и крупа имеют свойство кончатся, а в городе начались перебои с продуктами. Чем руководствовалась  Елена Павловна, уезжая в Санкт-Петербург  с новым мужем, и оставляя детей, Георгия и Кирилла, на няню мы не знаем и никогда не узнаем.  Когда Александр Васильевич вернулся с фронта он застал хозяйство в развале, детей грязными и завшивленными.  Он забрал их с собой в Москву.

Главное воспоминание о Москве - праздник 1 мая 1921 года. Детям в школе вручили подарки - 1 яйцо и кусок хлопчатобумажной ткани на выбор - или на рубашку или на трусы.  А затем поездка на грузовике на Красную площадь в какой-то из праздников, где 8-ми-летний папа увидел и услышал Ленина и Троцкого. Их речи он не понял и не запомнил, а вот Троцкий запомнился топорщившейся шевелюрой и крайне эмоциональным поведением. О том, кто такой Ленин папа узнал позже, в школе, а тогда, на площади, внимания не обратил.

В Москве было голодно и, после заволжских просторов, тесно и неуютно и через пару лет Александр Васильевич переехал в Балахну, где построил двухэтажный дом с большой террасой и поселился там с детьми и сёстрами, Марией и Анастасией. Мария была вдовой - ее муж, управляющий Промышленным банком,  скончался, вероятно от сердечного приступа, когда ехал на конке в Санкт-Петербурге в 1910 году. Анастасия вышла замуж за вдовца, Вениамина Константиновича Формозова и в 1908 году родила ему дочь Валентину. Формозов скончался в 1914 году и тётя Настя воспитала двух его детей от первого брака вместе с Валентиной.

Все большое семейство дружно жило в доме Александра Васильевича, который стал главным защитником и добытчиком. Он работал по строительству лесных рейдов, организовывал лесосплавы, следил за вырубками, в общем, в те времена был нужным и важным человеком. В 1922 году Александр Васильевич  женился на Антонине Станиславовне Витковской, которая была моложе его на 18 лет и очень красива. Он была сиротой и воспитывалась в семье своей тётки, Анны Георгиевны, жены генерала Владислава Витковского. Антонина Станиславовна была блестяще образована, в совершенстве знала французский и немецкий, и донимала пасынков уроками. Впоследствии папа говорил, что знание немецкого языка, который он в детстве ненавидел, спасло ему жизнь.  В 1925 к пятерым детям и подросткам прибавилась новорождённая Нина.

Хотя Мария Васильевна работала, ответственность за всех Шуркиных и Формозовых лежала на Александре Васильевиче. Жили довольно скудно. Папа вспоминал стишок, который сочинил кто-то из детей:" А у нас по воскресеньям, в праздники блины пекут. И помажут, и покажут, а поесть-то не дадут."Отец много работал и на охоту времени у него не оставалось. Зато грибы и ягоды, которые дети собирали в окрестных лесах, и рыба, которую мальчики,  особенно Кирилл ловили в Волге и окрестных озёрах были существенным подспорьем. Папа также с удовольствием вспоминал то время, когда он прислуживал в алтаре: служкам доставались крошки и остатки просфор и артоса и "теплоты" -сладкого причастного вина.

 Жизнь, по воспоминаниям папы, была вольной, полной разнообразных  интересов и приключений. Ещё совсем мальчишкой он хаживал в многодневные походы на лодках-долбленках по Волге и Каме, шел 15 километров на лыжах до Рыловских холмов, чтобы скатиться на лыжах с "горы".  Были и  захватывающие дыханья спуски на санках с крутого левого берега Волги, ночёвки на берегу у костра, катанья на коньках по раннему льду стариц, купанья на рассветах и закатах, ну и, конечно, лазанье в чужие сады за яблоками и грушами. А сколько было праздников: рождественские  хождения со звездой и вертепом - ящиком, где самодельные фигурки представляли картину рождения Иисуса, масленичные катанья на санках и постройка снежных городков, пасхальная неделя с катаньем яиц! Даже работа была праздником - сенокос на заволжских заливных лугах это и луговая земляника, и пахнущая дымком каша, и купанье с отцом и братом. А осенние заготовки - рубка капусты, солка грибов, копка картошки...  Папа все умел, и наверное, именно в детстве, полюбил и узнал природу, что и определило потом выбор профессии. Его старший брат предпочитал учёбу, и папа был главным помощником отца в хозяйственных делах.

Может поэтому отец его и не выпорол,  когда в 4м классе папа прогулял большую часть уроков и остался на второй год. Правда, порку только отложили до осени, на случай, если папа не сдаст все переводные экзамены. Пришлось все лето просидеть за книгами, зато порка не состоялась, потому что он успешно перешёл в 5й класс.

В трудовой школе большинство было опытными педагогами из царских гимназий, за исключением учителя математики, который до революции служил в армии, а предмет свой не любил, или просто не знал. Придя в класс, он указывал в учебнике задачу, которую нужно было решить к следующему уроку, а потом начинал рассказывать солдатские анекдоты на ухо ученику на первой парте "мальчишечьего ряда", которые передавались дальше по цепочке, а "педагог" внимательно следил за реакцией слушателей. "Девчачий ряд" в это время занимался кто чем хочет. Главным результатом ученья в школе папа считал то, что он научился думать и учиться самостоятельно, а так же приобрёл практические навыки в токарном, столярном, слесарном деле, техническом черчении и электромонтаже. Он с огромной благодарностью вспоминал учителя труда, Анатолия Михайловича Богданова.

Дата публікації 08.12.2021 в 08:33

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: