У нас появился еще один кандидат за решетку — рядовой Ступченко, который заявил, что у него лямблиоз кишечника и он не может нести службу. Есть у нас еще рядовой Петухов, который тоже три с лишним месяца не выполняет приказы. Командование имеет справку, что он здоров, но его всё это время продолжают уговаривать, чтобы он не портил себе жизнь, одумался, держат его постоянно на гауптвахте, он же упирается, лезет в тюрьму — иначе его поведение не назовешь. Армия превратилась в говорильню, детский сад. Конечно, наш полк по судимости один из первых в Группе, надо же ее уменьшить, вот и началась теперь возня со Ступченко. Сегодня он на глазах у всех порвал свою медицинскую книжку — форменное хулиганство. Завтра я должен везти его на комиссию.
Из Союза пришла весть: Фиделю присвоили звание Героя Советского Союза. За что? Наши не знают, что еще сделать ему приятного. Хрущев приглашен на Кубу.
На днях, когда Зайцев был в наряде, в их палатку ночью пьяным зашел Еременко. Зайцева на следующий день с возмущением
об этом всем рассказывала, пожаловалась Звереву. Кое-кто рассудил, что это не с проста, на что Зайцев ответил, что его жена красивая и все ею увлекаются. Гале опять предложили уехать в Союз
— она отказалась.
Мне рассказали, как обычно на Кубе знакомятся и женятся. В определенное время на пороге дома (халупы) стоит девушка-невеста в полной своей красе. Около дома проезжает всадник — молодой человек в сомбреро, одет, как бог послал. Девушка ему понравилась, он делает несколько туров на лошади возле дома, рассматривает ее, а она его; он ей тоже понравился, оба не прочь познакомиться. Происходит знакомство. Через некоторое время в дом девушки прибывает целая кавалькада: отец, мать и жених, тут же устраивается помолвка. С этих пор девушка и парень становятся женихом и невестой. Если парень изменит девушке и женится на другой — его осудят. Если девушка выйдет замуж за другого — она подвергается всеобщему порицанию. Если девушка, выйдя за парня, окажется не честной — ее раздевают наголо и водят по окрестностям. Таковы здешние нравы.
Мне рассказали о том, как на Кубе в корне менялось отношение к СССР, как это было достигнуто. Большую роль в этом сыграл Алексеев — нынешний посол СССР на Кубе. Сначала Фидель и не думал строить социализм, поэтому американцы с ним мирились, но затем своими действиями он начал затрагивать их интересы, интересы американских монополий, в частности национализировал крупные и средние предприятия американских и кубинских капиталистов. Произошла ссора с американцами. Чтобы проучить Фиделя, они применили экономические санкции против Кубы, в частности ввели квоту на ввоз сахара в США, что явилось серьезным ударом для Кубы. В это время для установления связи с Фиделем на Кубу под видом журналиста был послан Алексеев. Не без труда ему удалось добиться аудиенции у Фиделя. Дважды он повидался с ним, растолковал ему что к чему, и вопрос поставил ребром: каким путем думает идти Фидель, не думает ли он углублять революцию на Кубе, строить социализм. Фидель ответил, что он не против, да вот народ его не поймет. Надо сказать, что на Кубе американцы воспитали такую же, как и в самих США, антипатию к СССР, к социализму. Решено было использовать материальную заинтересованность народа, чтобы повернуть в корне его сознание, его отношение к СССР. На митинге в Гаване Фидель заявил, что Советский Союз готов помочь Кубе в беде, закупив весь имеющийся у нее сахар. «Да здравствует Советский Союз!»
— так народ встретил такое сообщение. Лед тронулся. Затем всплыл вопрос с нефтью, с оружием. Отношение к СССР менялось, одновременно менялись высказывания, политика руководителей Кубы. Алексеев был назначен сначала советником, а с мая 1962 года — послом СССР на Кубе. Так не до конца продуманная, шаблонная политика американцев сделала с ними злую шутку. До Фиделя ж, по-видимому, потом дошло, что социализм — это лучшая форма установления пожизненной личной диктатуры.