31 июня/18 мая 1860 года.
Любезный друг Папенька. Прости, что не писал тебе так долго.
Я могу писать когда покоен, а это время я был сильно встревожен болезнью Ольги; и кроме того отвлекали меня занятия, отъезд брата Николая, Алеши Толстого, Софьи Андреевны {Софья Андреевна Миллер, будущая жена А.Толстого.} и приезд великой княгини Марии Николаевны, у которой стоят теперь мои картины. Благодарю тебя много раз, что уплатил за мое платье Шармеру; я этого долга не забыл, но решительно не в состояния был расплатиться, хотя знаю, что для тебя триста рублей большие деньги. Все-таки мне легче иметь счеты с тобою, чем с портным. Я был вчера у С. А. Юрьевича и очень рад был видеть старика. Быть может, еще будем жить по соседству в Нормандии. Он меня просит там поискать ему летнее помещение.
Затем, любезный друг Папенька, я хотел бы с тобой поговорить о детках. Я было думал их куда-нибудь приписать в подданство Англии, Швейцарии или России и прошу твоего совета. Мне говорили, что дети мои вследствие женитьбы моей уже законные по какому-то новому закону. Пожалуйста, объясни и научи меня. Мне и Ольге так хочется быть среди вас; так мы чувствуем эту потребность; к тому так малы наши средства для продолжения моей жизни заграницей, что мы порешили будущей весной ехать в Россию и поселиться хотя бы в Павловке с братьями Владимиром и Алексеем или где и как придется. Думал вырастить детей на свободе и накопить денег на их воспитание и уплату долгов. Но это неисполнимая мечта. Собраться вдруг мы также не в состоянии, так как обзавелись уже хозяйством, которое следует распродать, хотя бы дешево, а также хочется еще поучиться и для этого провести зиму в Париже. Если будет возможно, то напишу картины к будущему апрелю для здешней выставки и, устроив все дела, думаем весной перебраться в Россию. У меня мебель недурна, быть может, ты посоветуешь ее отправить в любезное отечество, как делают многие. У меня есть еще книги и эстампы, которые боюсь вести с собой, чтобы не иметь дела с таможней, квартальными и пр. Не прислать ли все это тебе? Прошу тебя поцеловать за нас обоих брата Алексея и жену его, и передай им нашу благодарность за письмо и любовь их.
В настоящее время я занялся гравированием на меди крепкой водкой, и результаты удовлетворительны -- при случае перешлю тебе мои опыты. Прощай, любезный друг, целую тебя, Ольга целует тебя тоже от всей души и молит Бога, чтоб продлил тебе жизнь.
Твой сын Лев.