* * *
Правда, я бы не передавал этих банальных рассказов, если бы они не наводили на мысль о присутствии какой-то реальности, которая и не реальна и не видение, но которая, как быкак фантасмагория вызвана незримыми духами, чтобы предостеречь, учить или карать.
Это состояние, названное теософами астральной планетой, в последней части Ачсана Сведенборга носит название: "Видений или Виза".
"Существует два рода образов, совершенно особенных, в которые я переселялся только для того, чтобы знать, как и что с ними произошло и как понять слова: что они были восхищены из тела и духом унесены в другое место.
1. Человек приходит в состояние, которое является чем-то средним между сном и бодрствованием; и когда он приходит в такое состояние, он ничего не чувствует, кроме того, что он вполне бодр. Это то состояние, когда говорят "быть восхищенным из тела" и когда не знаешь, находишься ли в теле или вне его.
2. Скитаясь по улицам города и по полям, вступая в разговоры с духами, я сознавал твердо, что не сплю и так же ясно вижу, как обычно. Так скитался я, не сворачивая с дороги и не будучи призраком, я видел рощи, реки, дворцы, дома, людей и пр.; но после того, как я проскитался так несколько часов, я вдруг перешел в тело и понял, что переменил место. Это очень меня удивило, и я обратил внимание на то, что до этого был в том состоянии, о котором говорят, что "он был духом унесен в другое место".
* * *
Вернувшись из путешествия, живет друг Мартин один в родительском доме, так как семья вся разъехалась на лето в разные стороны. Я не буду утверждать, что он боится, но чувствует он себя неприятно. Иногда слышит он шаги и другие звуки из комнаты отсутствующей сестры, иногда чихание.
Недавно среди ночи услыхал он какой-то треск, напоминающий звуки от точения косы.
Одно к одному, -- подумал он, -- странные творятся вещи, но в то мгновение, когда я вступил бы в переговоры с таинственными силами, я бы погиб.
Это были его последние слова, а тем временем быстрыми шагами приближалась осень.