К сожалению, первая заграничная встреча с Анечкой оказалась неудачной. После ночной дискотеки опухшая, с запахом алкоголя, не выспавшаяся Аня была явно в плохом настроении и, как всегда в такой ситуации, закрылась от меня невидимой стеной. Мы так и не поговорили по душам. Мне казалось, что она с нетерпением ждёт вечера, чтобы проводить меня до моего туристического автобуса и «пожелать счастливого пути».
Конечно, я понимала, что мою девочку кружат вихри соблазнов и наслаждений от вдруг обретённой свободы, что мои увещевания «старой вороны» уже не помогут, и что остаётся мне надеяться на её чувство самосохранения, которое всегда спасало в ответственные моменты. Но надежды надеждами, а тревога за неё не утихала, и только великолепные замки и памятники в долине Рейна, старинный Бремен из сказки о музыкантах, портовый Гамбург отвлекли от грустных мыслей и наполнили душу восторгом от увиденного.
Потом в Москве мои восторженные рассказы о первой заграничной поездке выплёскивались из меня на головы друзей, случайных знакомых и, конечно, на Илюшину голову. В бесконечных разговорах с ним мы обсуждали достоинства Германии и дальнейшую судьбу Анечки. А под Новый 2004 год она приехала, и мы весело встретили его все вместе. Потом мы с Илюшей даже стали строить планы на совместный приезд к Ане. Красивая снежная зима, дружная весна тоже радовали душу.
Ничто не предвещало беды, а она стряслась в середине солнечного и уже тёплого апреля. Илюшу подкосил обширный инфаркт.
Почти десять дней за его жизнь боролись молодые врачи в реанимации, и, спасибо им, они победили. Илюша выжил. Помню, как страшно худой, с болезненной улыбкой шаркающей стариковской походкой он первый раз «выполз» ко мне в коридор, зажав в руке мои ежедневные записочки. В них я писала о своей любви, о любви к нему Анечки, о беспокойстве Миши и его пожелании справиться с бедой, о чудной весне, которая лечит все болячки своим теплом и солнышком.
- Забери записки и спрячь их в письменный стол. Дома, если повезёт, буду их перечитывать. Спасибо тебе за них, и прости меня, - сказал он, поцеловав меня в щеку. - Я был плохим мужем, а теперь уж совсем…
- Э, перестань, – бодрым голосом прервала я Илюшу, пытаясь подавить в себе слёзы жалости: как быстро инфаркт превратил Илюшу, красивого мужчину, в полу труп! - Радуйся! Самое страшное уже позади. А впереди весна, солнце, вокруг твои родные, друзья. Благодари бога и врачей, что ты выжил. Кстати, я думаю, что надо как-то отблагодарить врача.
- Да, да! Обязательно надо. В ящике письменного стола лежит кошелёк, принеси мне его. Надо отблагодарить и санитаров, и медсестёр, которые ухаживали за мной. А врачу надо дать сумму посолиднее, в валюте, но это позже, когда меня выпишут из реанимации в обычную палату.
И потекли трудные дни лечения в больнице, потом дома. Каждый день я приезжала к Илюше, чтобы помочь ему соблюдать общий режим сердечника и строго следовать режиму питания. Так добрались мы с ним до июня, до юбилея.
День его 60-летия я постаралась украсить цветами, подарками. Он, как ребёнок, радовался вниманию и медленному, но неуклонному приливу сил. Глядя, как он старательно делает лечебную гимнастику, как точно выполняет рекомендации врача, как возвращается его ироничное отношение ко мне, я тоже за него радовалась.
- Всё! Если ты дожил до своего 60-летия, будешь жить до 100 лет! - Уверенно говорила я. – Это народная примета такая, специально для мужчин.
Потом ещё большую радость дала ему Анечка. Она приехала в июле и, ухаживая за больным и любимым папой, стала для него лучшим лекарством. Встреча любящих друг друга родных душ, положительные эмоции лучше всякой химии успокаивают сердце.
Но не сбылась народная примета! Через два с половиной года Илюши не стало… А я, старше Илюши на целых четыре года, всё живу и живу...
Для чего? Почему? Первый раз я задала себе эти вопросы, когда Илюша был в реанимации. И ответ прозвучал как бы свыше - для очищения души, для покаяния. Так родилась идея написания этой книги, которую с Б-жьей помощью удалось и закончить. И не только закончить! А прожить последние годы в радости познания мира, размышлениях об обществе и своём месте в нём.
Благодарю тебя, Б-же! Жизнь прекрасна, когда Ты в сердце моём! Аминь!