авторів

1620
 

події

225952
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Aleksandr_Kugel » Два критика - 8

Два критика - 8

12.05.1923
Петроград (С.-Петербург), Ленинградская, Россия

Резкость, а иногда и придирчивость Баженова в отношении новых пьес и авторов, случалось, вызывали отповеди на страницах других изданий. "Если кто из бенефициантов дерзнет поставить оригинальное драматическое произведение, -- читаем в московском фельетоне "Голоса", -- то "Антракт" почти ругается". Далее говорится о "неуместном деспотизме" "Антракта" по отношению к классическому репертуару. "Если русская драматургия слаба, -- продолжает "Старый артист", жаловавшийся будто бы фельетонисту "Голоса", -- то надо поддержать ее, а не давить". "Все дело, -- заканчивает он, -- в мелком раздраженном самолюбьишке".

 Баженов поднимает перчатку. "Из за чего так грозно ополчаются на "Антракт"? -- пишет он. -- Издание это такое маленькое, что в некоторых изданиях ("Голос", "Московские ведомости") иначе и не называют, как "газеткой" или "курьезной газеткой", никакой властью "Антракт" не облечен, советы его будто бы вредят и дирекции, и бенефициантам -- кто же заставляет при всем этом делать что-нибудь в угоду его мелкому, раздраженному самолюбьишку? Разве всякий, имеющий уши, непременно обязан все и вся слушать? Разве имеющий уши не может порой и заткнуть их? Скажем еще раз: силы материальной за нами нет, а если нас кое в чем слушают, то за нами, стало быть, есть сила нравственная. Эта нравственная сила наша заключается, как нам кажется, прежде всего в том, что дело, защищаемое нами, -- дело правое".

 Оно, в общем и целом, так и было. Настойчивость и упрямство, с каким Баженов боролся за классический репертуар и налегал, так сказать, на бенефициантов при выборе ими пьес, доходя в этом смысле порою действительно до "деспотизма" (таков жестокий разнос Шумского за пьесу Чернышева "Гражданский брак" -- по своему времени пьесу вполне терпимую, поставленную артистом в свой бенефис), бесспорно, оказывали свое действие. Может быть, иной раз Баженов загонял, так сказать, палкой в рай. Но с исторической точки зрения мы должны признать, что Малый театр, как хранитель лучших традиций и заветов русского театра, весьма многим обязан упрямству Баженова и его борьбе с репертуарным эклектизмом.

 В то время как Александринский театр перепробовал одну за другой оперетки Оффенбаха и, что еще хуже, множество скоропортящихся продуктов отечественной стряпни, Малый театр усердно ставил пьесы Шекспира, Кальдерона и Мольера. Момент в истории театра был вообще критический. Романтизм выдохся, мелодрама умирала. Превосходный талант Садовского, пришедший на смену Щепкину, и репертуар Островского своим ясным реалистическим художеством могли совершенно заглушить росток героического театра, что полностью и произошло в петербургской Александринке. В Малом же театре героический репертуар сохранился. Он был бережно передан последующим поколениям актеров, и нить классической традиции в этом театре не прерывалась. Признаем и в этом смысле заслуги Баженова. Точно, он не был облечен никакою "властью" -- ни театрального управителя, ни режиссера, ни автора. За ним была только "сила мнения", та внутренняя свобода суждения, которую ничто не в состоянии вытравить из мятежной души.

 В конце концов, из всех работников и творцов театра наименьшее признание и наибольшее забвение выпадают на долю театрального критика. А между тем всякий созидательный процесс происходит двояким путем -- путем утверждения и путем отрицания, подбора и отбора, сложения и вычитания. Если даже критика сводится лишь к указанию недостатков, погрешностей и промахов, то и тогда ее голос, в самом отрицании своем, есть фактор творческий и создающий.

 Мы склонны это забывать, как, впрочем, и вообще не отличаемся справедливостью по отношению к критике. Трудна или легка критика -- вопрос особый, но есть одно обстоятельство, тяготеющее, как некоторая печать проклятия, на всяком критике. Это -- художественное бесплодие. Весь ушедший в анализ и разложение элементов художественного явления, критик для себя всегда более или менее несчастен. Актер имеет радости настоящего, а печать создает ему и славу в потомстве. Театральный же критик не имеет настоящего, и наш долг, по крайней мере, отвоевать ему угол в истории.

Дата публікації 16.07.2021 в 16:27

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: