Нищета семейной аспирантской жизни с маленьким ребенком неотступно требовала усилий по зарабатыванию дополнительных денег. Я связался с ВИНИТИ -- Всесоюзным институтом научной и технической информации на Балтийской улице за метро "Сокол". Отдел И.С.Щербиной-Самойловой издавал реферативные журналы по астрономии и геодезии (позднее ввели третий выпуск -- космические исследования). За рефераты платили скудно, но была огромная польза -- чтение свежей иностранной научной литературы по специальности. Можно было очертить круг твоих интересов, и ВИНИТИ отдавал тебе на реферирование все статьи по интересующей тебя тематике. По истечении года они ликвидировали "потроха", и в этот момент можно было заполучить насовсем оригиналы всех нужных тебе статей. Дружбу с ВИНИТИ я пронес через всю жизнь, чуть было не пошел туда на работу.
Пытался заниматься переводами. Вместе с В.В.Нестеровым мы переводили для издательства "Наука" книгу "Теория вращения Земли вокруг центра масс" американца Э.Вуларда. Лентяй Виля (В.В.Нестеров) свою порцию не перевел. Пришлось мне пахать за двоих. Опять -- большая трата времени при очень низкой оплате. Книга вышла в 1963 г. под редакцией В.В.Подобеда.
Душой и телом принадлежа ГАИШу, я не мог целиком оторваться и от МИИГАиКа. Узнав о моей лекции в Планетарии, бывший руководитель моего диплома, проректор Г.В.Багратуни предложил расширить ее и издать отдельной брошюрой в Госгеолтехиздате -- издательстве, которое печатало геодезические книги и где он был членом Редакционно-издательского совета. Так на свет появилась моя брошюра под редакцией Г.В.Багратуни "Человек измеряет Землю" (1963).
Я принимал участие в общественной жизни МИИГАиКа, участвовал в заседаниях кафедры, выступал на семинарах и студенческих научных конференциях. Новости, которые я узнавал, не всегда бывали приятными. Именно тогда я узнал о "деле Метта", о котором упоминал ранее в главе 4.
За три года вольной жизни я успешно подошел к окончанию аспирантуры с выполненной, обсужденной и принятой к защите диссертацией, -- как это теоретически и должно было быть, хотя на практике бывало крайне редко. Не было ни малейших сомнений, что меня должны оставить преподавателем на кафедре астрономии МИИГАиКа. Все это казалось замечательным.