8 марта
До оркестрового класса на свежую голову посмотрел «Чухонскую фантазию» и. уяснив все градации темпов, пошёл на репетицию. Репетировал «Фантазию» и градации были высочайше одобрены. Цыбину за трио «Ночевала тучка» был целый скандал, да и вообще он дирижирует совсем нехорошо. «Свадьба», благодаря расставленным в партитуре дыханиям и тщательному знанию мною всех ритмических подробностей голосовой партии, прошла безукоризненно согласно с солистом, но Габель возопил о несоответствующих его желанию темпах. Черепнин, оказавшийся главной виной ломки темпов (вчера), сразу стушевался, я доказал свою неповинность - влетело Бобровичу, а «Свадьба» была восстановлена в старом виде и повторно прошла хорошо. Таким образом, в столкновении с Черепниным я одержал победу. Хоры под его светлым управлением звучат отлично, песни Лауры в исполнении Васильевой - похуже. С этой Васильевой я сегодня пылко поругался, она потребовала извиниться - я ответил: «Очень охотно», ибо совсем не намерен был её оскорблять, и мир был восстановлен.
К концу репетиции пришёл Макс. По окончании репетиции сейчас же покинули здание и пошли завтракать в «Вену» на улице Гоголя. В «Вене» нам понравилось меньше, чем у Лейнера. Для меня лично «Вена» связана с воспоминанием об есиповском классе и, в частности, о Борисе Захарове. Я там был три раза и каждый раз в связи с есиповским экзаменом.
Из «Вены» мы вернулись в Консерваторию. Затем я пошёл на экзамен Дроздова. У Дроздова играл талантливый Бай; хорошо.
Во время игры Бая обдумывал свою программу в будущем году. Беда в том, что вещи, по мере выучивания, мне надоедают до тошноты, до невозможности играть их... Вообще же я думаю выучить двойную программу, по две вещи от каждого автора, чтобы перед экзаменом иметь возможность выбрать ту, которая менее не по душе. Программа намечается такая: Бетховен: первая часть последней сонаты; Шуман: Соната fis, вся; Шопен: Полонез As и что-нибудь тихое; Лист: Mephistowalzer; русский автор: я, «Токката».
Вечером у нас, т.е. у мамы, были гости (шесть человек), играли в лото, было нескучно, хотя я вообще и не люблю семейные вечера.