О РОЩЕ И НЕ ТОЛЬКО…
Роща с трех сторон, «подковой», обтекала единственный в городке оставшийся с войны разрушенный жилой дом, грустно смотревший на улицу своим сохранившимся фасадом с пустыми глазницами окон. Кроме фасада сохранилась и задняя стена дома, но черепичная крыша была полностью обрушена внутрь между этими стенами. Под развалинами полностью сохранилось невредимым подвальные помещения, которое, конечно, мы тщательно исследовали. Раздумывая о причинах странного характера разрушений этого дома и отсутствия следов взрыва, мы с друзьями пришли к выводу, что крыша могла обрушиться скорее всего от воздействия сильной взрывной волны от упавшей где-то в стороне от дома бомбы большого калибра. Если бы было прямое попадание, развалились бы и стены и был бы поврежден подвал.
И роща и разрушенный дом были излюбленным местом нашего времяпрепровождения. Вот где нам с друзьями было раздолье! Среди поросших кустами развалин этого дома мы играли в войну, устраивали привалы между «боями», обсуждали наши дела и строили планы на будущее. Особенно интересно было обсуждать просмотренные в Доме Офицеров художественные фильмы и мультики или прочитанные в книжках истории. Но особенно нравилось нам разводить костры, для которых мы собирали сухие сучья. В роще этого добра хватало… И, конечно, ломали и подбрасывали в огонь свежие зеленые сосновые ветки, которые горели с веселым треском, наполняя всю округу вкусно пахнущим дымом… А потом, в дышащих жаром угольях, мы пекли принесенную из дома картошку и, обжигаясь, с наслаждением ели ее вместе с обгоревшей, слегка очищенной, кожурой. И веселились, глядя на свои, перепачканные сажей, физиономии.
В памяти хорошо отложились березы… Они запомнились потому, что весной мы, мальчишки, добывали из них березовый сок. У каждого из нас были свои перочинные ножики. Выбрав себе дерево, мы лезвиями ножей высверливали дырочки в стволе и прикладываясь губами к коре, пили сок прямо из дерева. А вытекал он буквально струйкой. Иногда мы вставляли в отверстия подходящие трубочки и набирали сок в припасенные банки. Хорошо помню, что после утоления жажды, мы камнями забивали в дырочки выструганные деревянные чопики-пробки. Жалко было оставлять на дереве открытую ранку с напрасно вытекающим соком…
А еще роща запомнилась потому, что от нее исходил, особенно в сырую туманную или дождливую погоду, чудный лесной запах – запах хвои, прелых листьев и грибов – родные для меня запахи детства.