на фото: - Ан-2 и Як-52 - стоянка самолётов - аэр.Васильевка - 1996г.
Пора было познакомиться с аэродромом и всем, что там находилось. Ехать надо было 60 километров на юг от Запорожья по автотрассе Харьков – Симферополь. Кстати, эта автотрасса раньше называлась «Москва – Симферополь», а теперь в нэзалэжной Украине «Харьков – Симферополь». В один из холодных ноябрьских дней за мной заехал Володя Дмитрийчук на своём знаменитом Запорожце, и мы поехали в Васильевку. Знаменит этот Запорожец был тем, что у него не работала задняя скорость и почти не работали тормоза, но он резво бегал. В Васильевке мы свернули на дорогу местного значения на Михайловку и, проехав меж ровных и пустых сельскохозяйственных полей, обрамлённых лесопосадками, километров через шесть, съехав с асфальта, упёрлись в шлагбаум. Это была территория аэродрома «Васильевка». Никого на этом шлагбауме не было, надо было самим его открыть, что мы и сделали. Поехали вдоль посадок и вскоре нашему взору открылась, можно сказать, поляна с несколькими одноэтажными домиками и стоящими рядом несколькими автомобилями и каким-то гусеничным бронетранспортёром. Среди автомобилей были два бензовоза, непонятного состояния УАЗик, бортовой ГАЗ-66 и передвижной СКП (Стартовый Командный Пункт). За деревьями лесопосадки проглядывались самолёты.
На громко тарахтящий звук нашего Запорожца из домика вышел охранник, прибежали местные аэродромные собачонки, коих всегда полно на аэродромах, независимо от их ведомственной принадлежности. Охрана располагалась в небольшом домике с печкой и кроватью. Невдалеке был ещё один домик, куда мы и направились. Это было основное место обитания АТСК. Раньше здесь и располагалась аэродромная комендатура – десяток солдат во главе с прапорщиком. Здесь же был медпункт и кухня. О прежней кухне напоминал большой ящик-сундук с мукой, оставленный прежними обитателями. Кстати, тот бывший прапорщик-комендант сейчас также является комендантом нынешнего АТСКовского аэродрома. Следит за порядком, организует охрану и остальное прочее. Живёт в Васильевке, как и охранники. Хоть до Васильевки и шесть километров, оттуда тянется линия электричества. Стал я знакомиться с «хозяйством», меня больше всего интересовали, конечно, самолёты. Стоянка располагалась невдалеке от домиков, обрамлённая лесопосадкой. В два ряда стояли сиротливо два зелёных Ан-2 и четыре красно-белых Як-52.
Самолёты были более или менее зачехлены и выглядели вполне бодро. Сразу со стоянки открывался вид на лётное поле. Это действительно было поле – 250 гектаров идеально ровной площади. Всё это окружали поля местных бывших колхозов. От большого лётного поля со всех сторон пытались местные аграрии оттяпать земли. Это было заметно. Но поле было таким большим, а необходимое пространство для взлёта и посадки Ан-2 и Як-52 таким мизерным, что на это никто и внимания не обращал. Как я позже уточнил, лётное поле запасного аэродрома мелитопольского транспортного полка было размером два с половиной километра на шестьсот метров с курсами взлёта 20 и 200 градусов. Как рассказывают местные «долгожители», пока транспортники летали на Ан-12, иногда они сюда садились. Ну, а когда освоили Ил-76, уже не прилетали. Хотя, наверное, и могли бы. Наверное, потому и отдан был этот аэродром аэроклубу на 49 лет и бесплатно, как написано в бумаге, которая имеется в документах Клуба.
Как рассказал Володя, один Ан-2 в прошлом году был отремонтирован на Шахтинском ДОСААФовском авиаремзаводе. Он готов к полётам, а второй требует перетяжки рулей. На мой вопрос о том, кто платил за ремонт в Шахтах, Володя рассказал, что деньги дали спонсоры, (появилось такое новомодное слово) – Васильевский хлебозавод и автотранспортное предприятие из соседнего городка Михайловка. Руководители этих предприятий были любителями авиации и здорово помогли. Главную роль во всей этой спонсорско-ремонтной истории сыграл председатель районного Совета из Михайловки, некто Ракша, большой любитель и почитатель Авиации, в чём я позже и сам убедился. Ещё его называли по новым временам – мэром Михайловки. Он и организовал это спонсорство.
И Васильевка, и Михайловка были по сути большими сёлами, но по последним временам уже считались городами и были районными центрами, Васильевского и Михайловского районов, соответственно. До Васильевки было шесть километров на северо-восток, ну а Михайловка была чуть подальше – в девяти километрах южнее аэродрома. Что интересно, лётное поле аэродрома располагалось большей северной своей частью на территории Васильевского района, а южной, меньшей, на территории Михайловского.
Для меня ещё не совсем были понятны эти слова - «перетяжка, перкаль», но, со временем, думаю, освоюсь. «Ячки», так называл Володя Як-52, были, в принципе, по документам летающими, но требовали элементарной технической подготовки. Сейчас, так называемый, осенне-зимний период, другими словами – «мёртвый сезон», а с наступлением весны планировалось задействовать всю эту авиацию. Стал я выяснять у Володи какие же планы на полёты и понял, что планов никаких нет, предстоит их ещё «разработать». Нынешняя деятельность заключалась в том, что клубный МАЗ-бензовоз зарабатывал перевозкой ГСМ деньги на зарплату персоналу, оплату электричества. Часть оплаты брали соляркой или бензином, которых хватало на работу самого МАЗа и ещё потихоньку накапливались эти самые ГСМ в двух трёхкубовых емкостях.
Собрались мы с Володей Дмитрийчуком «планировать» наше общее будущее. Володя предлагал заниматься парашютными прыжками, в Запорожье и парашютистов-спортсменов много и желающие «перворазники», как он говорил, всегда будут. Правда, парашютов нет! Но парашюты есть на Широком, это аэродром Запорожского училища ДОСААФ, где в ещё недавнем прошлом для всего Союза готовили ДОСААФовских лётчиков-инструкторов на Як-52, Л-29, Ми-2, Ан-2 и инструкторов-парашютистов. Сейчас, после развала Союза, училище практически мёртво. Осталось там несколько человек во главе с начальником Акчуриным и кучей самолётов и вертолётов, простаивающих без дела на аэродроме аж с двумя бетонными ВПП. Была там, разумеется, и служба ПДС (Парашютно Десантная Служба), с, понятное дело, большим количеством парашютов. Вот и решили мы для начала взять в аренду у Акчурина парашюты, с тем и поехали с Володей к нему. Перед этим навели, какие могли, справки о том, что там, в этом Широком, происходит. И узнали, что оставил Акчурин в училище несколько человек – помощников себе в штабе, небольшой штат охраны, несколько техников и бухгалтерию. Остальных разогнал и занимается тем, что распродаёт автотехнику, которой в училище довольно много, а главным образом продаёт ГСМ, которого тоже в училище осталось достаточно. Больше ничем и не заморачивается.
Встретил нас Акчурин не очень приветливо. На нашу просьбу дать нам в аренду парашюты, ухмыльнулся, поднял со своего стола и показал нам журнал «Бизнес» и сказал:
- Читайте «Бизнес», там всё написано!
После небольшой паузы, глядя на наше недоумение, сказал, что он нас больше не задерживает. Из всего этого мы поняли только то, что парашютов нам не видать. И решили, что это, наверное, и к лучшему. Акчурин слыл человеком, мягко говоря, не очень щедрым и большого мнения о себе. Дел с ним иметь и не очень-то хотелось. Направились мы сразу же на ПДС к начальнику этой самой парашютно-десантной службы Валере Бузату. Володя его знал ещё и по учёбе в училище, да и после сталкивался.
Нашли мы Бузату в парашютном классе. Такой знакомый длинный стол, лежащие там и сям парашюты. Знакомая, радующая глаз картина. Валера сразу понял ситуацию и даже не скрывал своей радости от нашего предложения. Договорились с ним, что даст он нам во временное пользование для начала штук тридцать парашютов Д-1-5У и столько же запасок. Сторговались на вполне приемлемой сумме. Брали мы эти парашюты, так сказать, на будущий сезон, то есть с весны до осени. Договорились, что парашюты нам Валера сам привезёт и деньги мы ему отдадим чуть позже. В общем, коммерческая сделка устраивала обе стороны. А Акчурин пусть читает свой «Бизнес».
02.04.2020 - Севастополь.