VII. Гл-1. Запорожский АТСК
В центре Запорожья на проспекте Ленина стояло девятиэтажное здание областного комитета ДОСААФ. Помимо различных табличек, у входа красовалась одна, которая привлекала моё внимание – «Запорожский АТСК ОСОУ». Вся эта «шифровка» означала, что где-то здесь располагается Авиационно Технический Спортивный Клуб Общества Содействия Обороне Украины. ОСОУ – это теперь так называется в «нэзалэжной» Украине бывший ДОСААФ. С трудом нашёл я на втором этаже дверь этого самого АТСК. Далеко не с первого раза застал я эту дверь открытой. За дверью было несколько странное помещение – большая комната с высоким, в два этажа, потолком, почти пустая. Сиротливо у пустой стены стоял письменный стол и книжный шкаф, у противоположной стены за таким же столом сидела относительно молодая барышня. К ней я и обратил свои вопросы по поводу АТСК и выяснил, что здесь располагается штаб АТСК, а сам Клуб, то есть аэродром, находится в населённом пункте под названием Васильевка. Барышня является бухгалтером АТСК, а все вопросы я могу задать начальнику Клуба, который здесь бывает нечасто, его надо «ловить».
Выловил я всё-таки начальника АТСК в этом кабинете, раззнакомился с ним. Это был Володя Дмитрийчук, двадцати семи лет отроду, худой и улыбчивый. Он был пилотом Ан-2. Закончил Запорожское училище ДОСААФ по специальности лётчик-инструктор-парашютист. Я и не слышал раньше ни про такую «специальность», ни про такое училище. Узнал от него, что такое АТСК. Я догадывался, конечно, что это Аэроклуб, но, как оказалось, - были нюансы. В системе ДОСААФ бывшие Аэроклубы с каких-то там времён, при одинаковых задачах, делились на АСК и АТСК. АСК – это Авиационно Спортивный Клуб, который полностью финансировался из системы ДОСААФ, то есть, хотя и считался общественной организацией, был по сути на государственном обеспечении. А АТСК был действительно организацией общественной, то есть самолёты и автотехнику, прочее авиационное имущество, ему выделял ДОСААФ, а бензин, деньги на зарплату «добывали» сами. В советские времена эти АТСК создавались по ходатайству Комсомола, крупных предприятий, которые и финансировали аэроклуб. Но те времена прошли и теперь, как я всё это узнал от Володи, деньги на своё содержание АТСК действительно приходилось «добывать» самим.
Сейчас Запорожский АТСК базировался на бывшем запасном грунтовом аэродроме Мелитопольского военно-транспортного полка. Это в нескольких километрах юго-западнее небольшого городка Васильевка, что в шестидесяти километрах южнее Запорожья.
Здание, в котором располагался штаб Клуба в Запорожье было собственностью областного Комитете сначала ДОСААФ, теперь ОСОУ. Здание было большим, девятиэтажным, в центре Запорожья на проспекте Ленина. Из ДОСААФовского, или, как теперь надо привыкать, ОСОУшного, здесь располагался штаб АТСК, большое помещение под клубовский учебный класс, музей Запорожского Аэроклуба, имеющего богатую историю с тридцатых годов, городской Совет ветеранов Авиации, да сам областной Комитет, начальник которого с упоением сдавал многочисленные помещения своего многоэтажного здания в самом центре города.
От Володи узнал, что Клуб располагает двумя Ан-2, четырьмя Як-52 и несколькими автомобилями. Сейчас глубокая осень. Делать там нечего, на аэродроме только сторожа. На мой вопрос о «летании», Володя ответил, что почти не летают, в основном занимаются перевозкой ГСМ, используя имеющиеся два топливозаправщика – Маз и Урал. Перевозку солярки и бензина заказывают им вокруг лежащие хозяйства, бывшие колхозы, иногда и запорожские фирмы. Вот за счёт этого Клуб и живёт. Короче, охладил мой пыл начальник АТСК на счёт «летания». Как я понял, Володя только собирается организовывать полёты и парашютные прыжки. Как именно, он ещё не знает. Предложил я ему свои «услуги», рассказал о себе. Оказалось, что «персонала», с которым можно организовывать полёты, в Клубе толком и нет. Есть комендант, несколько сменяющихся сторожей, водитель, техник Ан-2 и сам Володя, он же пилот Ан-2 и парашютист-инструктор, да ещё имеется бухгалтер.
Для начала предложил мне Володя пока неофициально приобщиться к деятельности АТСК, а потом видно будет. На том и порешили.
Начал я вникать в состояние Клуба и выяснил, что имеются два Ан-2, один из которых не летающий, требует ремонта, а второй в лётном состоянии. На нём в прошлом году провели какие-то восстановительные работы на Шахтинском ДОСААФовском ремзаводе. Завод этот был в России, но тогда ещё границы пересекались без проблем. Было ещё в Клубе четыре Як-52, но они тоже требовали каких-то восстановительных работ. Был техник самолёта Ан-2, а сам Володя был единственной единицей лётного состава Запорожского АТСК.
В этой странной двухэтажной комнате, что и являлась штабом АТСК, была дверь в небольшую соседнюю комнату, вроде кладовки. Там были разные книги, бланки, какие-то коробки и мешки. Среди всего этого разношёрстного имущества я обнаружил чистые лётные книжки, разные инструкции, в том числе и «Инструкция экипажу самолёта Ил-14». Была целая стопка секретных карт-двухкилометровок с надписью - «Генеральный штаб ВС СССР». Ещё недавно, в армии, я имел дело с такими картами и они, как секретные, хранились в «секретной части». А здесь было всё сильно просто.