V. Гл-11. Осваиваем Су-27
Гудаута встретила нас тёплым июльским морем. После прохладных муромских лесов – жара. Ухожу в отпуск. Едем в ПВОшный санаторий в Евпаторию. Неспешная санаторная жизнь, походы на море, экскурсии. Решили съездить на экскурсию в Севастополь. Отплываем на Комете, что на подводных крыльях. Развивает приличную скорость, непривычную для морских судов. Отходим от Евпатории, наблюдаю интересную картину – на берегу характерно выделяются минареты мечети и купол церкви. Почти рядом. Кстати, в нашей группе был лётчик Осипович, он тоже отдыхает в санатории. Знаю, что после сбития Боинга на Сахалине, его перевели в учебный полк под Майкоп.
Севастополь – город героический и исторический. Очень много памятников и памятных мест. Севастополь и есть памятник героической истории. Город закрытый, это сразу заметно по разным, продающимся «дефицитам». Например, продаются на улице апельсины, и нет никакой очереди. Жизнь здесь неспешная, без суеты.
Догуливаю последние дни отпуска уже в Гудауте. Недалеко от Гудауты, километрах в пяти в сторону гор есть большое село Лыхны, оно считается чуть ли не древней столицей Абхазии. И вот, каждый сентябрь там проходит праздник, что-то вроде «Праздника Урожая». Решили мы в этом году съездить туда. Людей много, действительно праздник. Каждый колхоз, точнее то, что здесь называется колхозом, выставляет свои достижения – кто, чем богат. Слышится музыка, даже лошади скачут. Тут и там виден дымок, это готовят шашлык или мясо на какой-то пике, или коптят сыр. Кругом плетёные беседки, называются «Апацха». Здесь разливают вино. Угощаться мясом и вином можно бесплатно. Праздник же!
Были с семейством на пляже, рядом с полосой и впервые увидел Су-27 в воздухе. Заходит на посадку, почти на пляж – ВПП ведь начинается сразу за береговой чертой. В нашем полку уже начали летать на Су-27, те, кто переучивался в первой группе. Лётчики с аэродрома «Крымская» в июле пригнали пять своих самолётов и наши начали на них летать. В Крымской переучились немного раньше нас. Насколько знаю, наш полк где-то восьмой по счёту, переучивающийся на Су-27. Первым строевым полком, начавшим осваивать Су-27, стал 60 иап, который «делит» ВПП с заводом имени Гагарина в Комсомольске на Амуре. Счастливцы! В июне 1985 года они начали получать самолёты восьмой серии. Хотя, что им «получать» - перетащили самолёты с территории завода через полосу, вот и все дела! Вторыми в июле 85-го стали получать Су-27 «миргородцы» - ВВСовский 831 иап. Потом переучился 941 иап, ПВОшный полк из Килп-Явра, что под Мурманском, они начали получать самолёты из Комсомольска в декабре 1985 года. С сентября 86 года наши, можно сказать, соседи из Крымской, 562 иап, чистые ПВОшники, стали получать уже 15-ую серию Су-27. В марте 87 года стали поступать Су-27 в 216 иап, который до 88 года базировался на аэродроме Орловка, а потом «перебрался» на 10 Участок под Хабаровск. Первым полком, начавшим летать на Су-27 за границами Советского Союза, стал ВВСовский 159 иап, базирующийся в Польше. Они получали уже 20-ую серию с июля 87 года. Ещё, конечно, поступали Су-27 в разные испытательные и учебные Центры – Ахтубинск, Саваслейка, Липецк и им подобные.
Впервые слышу звуки двигателей Су-27. На посадке, конечно, слабый свистящий гул, но вот на взлёте, при включении форсажа слышатся, словно раскаты грома. А потом медленно уходящий, сначала по полосе, а потом куда-то ввысь протяжный могучий рокот. И слово «рокот», мне кажется, больше всего здесь подходит, именно РОКОТ и слышится! Самолёта уже и не видно, но ещё долго слышны мощные звуки форсажа, пока самолёт не наберёт заданную высоту и лётчик не выключит форсаж. Каждый самолёт звучит по своему и даже можно по звуку двигателей определить тип. Но двигатели Су-27, при взлёте на форсаже, производят особый звук, не похожий ни на один другой двигатель. И это можно сравнить со звучанием величественного органа по сравнению даже с самыми именитыми роялями.