авторів

1559
 

події

214720
Реєстрація Забули пароль?
Мемуарист » Авторы » Gennady_Chergizov » Як-28П и Чукотка - 11

Як-28П и Чукотка - 11

01.12.1981
Угольные Копи, Чукотский автономный округ, Россия

     Снова, уже родные, Угольные Копи. Снова хожу «дежурным по приёму и выпуску». Гипс на руке не мешает, к нему почти привык. Вскоре пришла пора снимать гипс. Пошёл в госпиталь, разрезали мой гипс и выбросили в урну. Пришёл в штаб к доктору, радостный, говорю:

- Всё, гипс сняли, «клиент готов»!

А доктор наш, большой был оригинал, спрашивает:

- А где гипс?            

- Выбросили, - говорю.  

- Это напрасно, надо было на ночь надевать.

 

     Поехали как-то с женой в Анадырь. Прогуляться. Зимняя дорога через лиман. Уже на той стороне, заснеженный порт с уснувшими до следующей навигации, портовыми кранами. Рядом на  берегу небольшой посёлок, какие-то    одноэтажные сооружения. По всему, похоже, это и есть бывший рыбкомбинат, о котором писали в своих  книгах: - «В небе Чукотки»   Михаил Каминский и Сергей Обручев в книге «На самолёте в восточной Арктике». Именно здесь в тридцатые годы была одна из точек базирования их самолётов. Наверное, здесь у берега стояли их гидросамолёты, на этом берегу ремонтировали их и прятали от шторма. В далёкие, далёкие  тридцатые годы.   Не считая порта, наверное, не особенно изменилась здесь обстановка с тех далёких лет.

 

     Солнце садится где-то на юго-востоке, вокруг сереет, но ещё сносно видно. Поднимаемся на возвышение к местному магазинчику, небольшому, торчащему из снега. Какой-то шум у входной двери. Сердобольная женщина хочет впустить в тамбур магазина небольшую рыжую собачонку, которая лежит у стены магазина и огрызается, оскалив маленькую пасть и демонстрируя мелкие, но острые зубы. Подошли ближе – оказывается, собачонка примёрзла к стене и не может   от неё оторваться. А огрызается, наверное, не со злости, а от отчаяния. Кто-то ещё подошёл - советуют полить горячей воды.

 

    Тут распахивается дверь магазина и оттуда вываливается небольшая «фигура», вся в меховом одеянии, что-то вроде палки держит в руке.  Почти бежит к ближайшему склону и с криками на непонятном языке, съезжает вниз и возвращается обратно. Рассматриваем эту «фигуру» - это чукчанка в меховом комбинезоне с капюшоном – кухлянке. Старуха, и, по всей видимости, не совсем трезвая.  В руках короткая винтовка.  Может «Винчестер»? Из магазина вываливается ещё пара  похожих «фигур». Все громко разговаривают на своём языке, весёлые и возбуждённые.  Видимо приехали за покупками. Мы здесь чукчей видим редко, разве что в аэропорту. Чукчи живут там,  где олени или морские звери. Ну, а мы отсюда никуда не выезжаем. В Угольных Копях вообще одни военные, - я, когда был  в карауле, видел там список войсковых частей – он состоял из 32-ух наименований, и немного шахтёров.

 

     Рассказывал знакомый вертолётчик, он мотается на Ми-8 по районам Чукотки, что у местных жителей, аборигенов, так сказать, проблемы с алкоголем. Что-то в их организме не так. Не привычны они к алкоголю. Выпить любят, но сразу теряют контроль над собой. Из-за этого много проблем. В посёлках, где живут чукчи, местным жителям даже не продают водку свободно. Только по справке поссовета на день рождения или на событие какое. Вот они при  случае и меняют шкурки песца на водку. Есть здесь «неписаный закон», запрещающий  выменивать шкурки на водку. Разумеется, потихоньку многие это проделывают.  Некоторые чукчи даже приспособились этим оригинально пользоваться. Вертолётчик рассказывал, как он однажды «попался» на этом. Прилетели как-то в один дальний поселок, подъехал к ним на оленях немолодой чукча, предложил очень выгодно поменять несколько песцовых шкурок на водку. Конечно, предложение приняли. На такой случай, в вертолёте и водка припасена. Довольные удачной сделкой, говорит, ждём своих пассажиров. А тут появляется какой-то милиционер, наверное, участковый.   Говорит, что в органы обратился местный житель с жалобой, что его обманули чужие люди, шкурки забрали.

– На вас показывает.

Объясняем, что сам предложил. Милиционер не удивляется, говорит:

- Этот старик уже не первый раз так делает, но шкурки надо вернуть.

Делать нечего, шкурки вернули, но водки уже нет.

 

    Песца в тундре много, кое-кто даже из наших лётчиков «промышляет пушниной». Был в нашей эскадрилье один лётчик-оператор, слыл охотником за песцом. Знаю, что ему даже заказывали шкурки.  Мы с этим «охотником» жили в одном доме, иногда общались и как-то по секрету он мне рассказал, что ни на какую охоту никуда он не ходит, а ловит песцов на петли буквально за нашим домом на «помойке». Песцы приходят туда,  как и собаки, чего-нибудь «перехватить».

Дата публікації 01.11.2020 в 16:34

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Юридична інформація
Умови розміщення реклами
Ми в соцмережах: