|
|
15.11.1920
Ялта, Крым, Украина На фронте на Перекопе зимой 1919/1920 годов положение было очень опасное. Перекоп защищали грудью юнкера Киевского Константиновского училища. Генерал Слащев не давал красным прорваться, а весной начали готовиться к наступлению в Северную Таврию. Питание было полуголодное, надежда была на богатую Таврию. Наступление в Таврию было очень успешным. Дроздовцы высадились в Хорлах и наступали вдоль Днепра, особенно крупной победой был разгром корпуса Жлобы под Токмаком.
После первого тифа брат Георгий получил направление в санаторий в Симеизе, а мне дали также заодно. Условия в санатории были очень примитивные, кроме солнца, очень красивых скал, знаменитых Монаха и Дивы, и я стал скучать по дому, особенно меня поразили жестянки от «Корнбифа» вместо чашек для чая, и мы с братом решили уйти. Не говоря никому ни слова, мы встали рано утром и пошли пешком в Ялту за 25 верст. По дороге, возле дворца эмира Бухарского, нас взял татарин на арбу, и таким образом мы добрались до Ялты.
Денег у нас не было. На счастье, плац-адъютант Ялты был знаком с папой и выдал нам ордер на комнату без мебели в гостинице, где мы спали на полу, и ордер на питание в Собрании в чудесном ялтинском парке.
За бои в Северной Таврии генерал Врангель вручил Дроздовской дивизии знамена вновь учрежденного ордена Святого Николая. Мама и другие дамы вышивали золотом эти знамена. Приходили смотреть баронесса Врангель и С. Ф. Шатилова.
Через три-четыре дня пришел пароходик «Пендераклия», который нас отвез в Севастополь. Это была авантюра.
Был большой подъем, уже взяли Александровск, но под Каховкой перейти на правый берег Днепра не удалось. Судьба и природа нам изменили. Пилсудский заключил с красными перемирие, и на Крым были брошены огромные красные силы. Истекая кровью, шаг за шагом наша армия отступала к Перекопу. В эту зиму даже природа нам не благоприятствовала. Сиваш, обычно не замерзающий, замерз, и красные, прорвав Юшуньские позиции, обошли Перекоп, и по льду Чонгарского залива и Арабатской стрелки прорвались к нашим портам.
Продолжались кровопролитные бои. Приходилось отступать, защищая каждую пядь русской земли и русскую честь. Герой, ахтырский гусар, двадцатитрехлетлетний подполковник Борис Ерофеев, поэт, автор известной песни «Давно при царе Алексии…», пал смертью храбрых в Днепровских плавнях около Хортицы — Запорожской Сечи. Ахтырец подполковник Лютов один, сидя на крыше хаты с пулеметом, останавливал цепи озверелых красных латышей и потом ходил во главе Ахтырского эскадрона в последнюю атаку на Перекопе.
Вечная им слава! Уже публиковали в Москве: «Черный барон» (почему черный?) сброшен в море… На деле заранее был разработан план эвакуации и распределение частей и семей по кораблям.
После неудачи под Каховкой наша армия медленно, с боями отступала к назначенным портам погрузки для эвакуации.
Дата публікації 25.10.2020 в 13:10
|