ОБ АВТОМОБИЛЯХ
Это было то прекрасное время, когда новый легковой автомобиль сразу после приобретения вырастал в цене в два, а то и в три раза.
Их было так мало, что появление на дороге любого из них вызывало особый интерес.
Правда, основу автопарка страны составляли грузовики.
Страна была индустриальная, повсюду возводились фабрики и заводы, жилые дома, детсады, дома культуры, поликлиники и тому подобные полезные сооружения.
Поэтому всюду по дорогам двигались, ревели и пыхтели грузовики разных калибров.
Крупные грузовики, типа «Маза» везли огромные бетонные плиты и горы кирпичей. «Газы» везли грузы полегче: всякие ящики, трубы, рулоны рубероида, доски и тому подобное.
Маленьких грузовиков почти не было – масштабы страны и ее развития не принимали во внимание мелочевку.
Из маленьких грузовиков попадались только "полуторки", военные и довоенные.
Полуторка называлась так потому, что могла взять полторы тонны груза. Сначала были ГАЗ-АА, потом перешли на ГАЗ-ММ с мотором аж в пятьдесят лошадей! Скажи тогда крестьянину, что под капотом 50 лошадей - он ахал и приходил в восхищение.
Вот это была машина! Кабина первоначально была сделана из дерева и прессованного картона, а позже заменена на металлическую кабину с дерматиновой крышей.
Существовала также модификация ГАЗ-АА с самосвальным кузовом, в начале выпуска именовавшаяся ГАЗ-С1, позже ГАЗ-410.
Принцип действия этого самосвала был достаточно интересен.
Равномерно распределённый в кузове груз должен был под собственной тяжестью опрокидывать платформу назад, если бы не специальное запорное устройство, рукоятка которого находилась у середины левого борта.
Для разгрузки водитель отпускал рукоятку, груз ссыпался назад, и пустой кузов под действием силы тяжести возвращался в горизонтальное положение, после чего фиксировался с помощью рукоятки.
Вскоре после начала Великой Отечественной войны из-за недостатка тонкой холоднокатанной стали и ряда комплектующих, поставлявшихся сторонними предприятиями, ГАЗ вынужден был перейти на выпуск упрощённого военного грузовика ГАЗ-ММ-В, у которого двери были заменены треугольными боковыми загородками и сворачиваемыми брезентовыми дверями, крылья были выполнены из кровельного железа методом простой гибки, отсутствовали тормоза на передних колёсах, оставлена только одна фара головного света и с неоткидными боковыми бортами.
В 1944 году довоенная комплектация была восстановлена: появились деревянные двери, то есть кабина опять стала деревянно-металлической (и оставалась таковой до окончания производства грузовика), снова появились передние тормоза, откидные боковые борта и вторая фара.
Часто можно было видеть как здоровенный грузовик везет в просторном кузове небольшой ящик или пару рабочих, укрывшихся от ветра за высоким кузовом.
Грузовики останавливали и просили подвезти куда-нибудь, как сейчас останавливают легковушку.
Некоторые начальники использовали их в качестве легковых авто (за неимением последних) и разъезжали по делам службы, сидя в огромном грузовике.
Нормой было ездить и в кузове грузовика.
Автобусов катастрофически не хватало, зато грузовиков было много.
За городом даже детей иногда возили в кузове, правда, заставляя их сидеть и не вставать.
Даже на Всемирном фестивале молодежи в 1957 году гостей фестиваля, и советских и иностранцев, возили по Москве на грузовиках.