РАДИОПРИЁМНИКИ - ПОВАЛЬНОЕ УВЛЕЧЕНИЕ
Одним из самых распространенных увлечений пятидесятых и начала шестидесятых годов были радиоприемники.
Причем не готовые радиоприемники, которые можно было купить в магазине, а их моделирование и сборка.
Это было повальное увлечение молодежи в возрасте лет от десяти до двадцати – двадцати пяти и дальше, верхний возраст трудно определить точно.
Самое главное и увлекательное было решить – сколько ламп будет в приемнике. Транзисторов тогда не было еще и в помине.
Только и слышно было: трехламповый, на пяти лампах, на шести и т.д. ламп до десяти-двенадцати.
Конструирование приемника начиналось с шасси.
Шасси – это основа, к которой прикреплялись все детали.
Их (шасси) делали из дюралюминия. Они выглядели как плоская коробка с вырезанными в ней отверстиями различного диаметра, круглыми и квадратными.
Потом из толстой фанеры делался корпус, отверстие для динамика закрывалось тканью, и приемник начинал божественно говорить новости или играть музыку.
Вот это было настоящее счастье для радиолюбителя.
Однако частью удовольствия было само приобретение радиодеталей.
Я помню, как приятно было разглядывать и в магазине и потом дома разноцветные сопротивления или конденсаторы, которые напоминали драже, и представлять, что когда-нибудь через них потечет музыка из далеких городов.
Но это было увлечением ребят думающих, тех, которые впоследствии поступали в разные технические ВУЗы.
Вам, современный читатель, который имеет свободный доступ к информационным ресурсам всей планеты через Интернет, будет трудно понять то, о чем я сейчас расскажу, но попытайтесь.
Одной, если не главной задачей конструирования радиоприемников была задача слушать иностранные радиостанции, вещающие на русском языке, такие как Би-Би-Си, Голос Америки, Свобода и другие.
Если Правда и другие советские газеты врали или замалчивали многие важные события, которые происходили в мире и в нашей стране (разумеется, исключая съезды компартии или другие официальные новости, разрешенные цензурой) или искажали их в угоду коммунистической пропаганде, то эти станции рассказывали нам настоящую правду.
Вы не представляете себе, как сладко было прильнуть ухом к динамику и сквозь всевозможные реальные радиопомехи и мощное глушение, услышать настоящую правду, а на другой день с видом знатока рассказать друзьям или сослуживцам суть событий.
Сталин еще в сороковые годы запретил использование коротковолновых приемников, которые могли принимать западные радиостанции, поэтому у всех советских приемников, которые выпускались с тех пор и позже, короткие волны начинались с 25 метров, в то время как лучше всего было слушать на 13 метрах (на 16-ти и 19-ти тоже было неплохо, но все-же лучше всего прием был на 13-ти метрах).
Радиоприемники с короткими волнами с 13-ти метров были, но достать такой было невероятно трудно.
Мне в начале семидесятых удалось приобрести военный радиоприемник Волна, большой как телевизор тех времен и такой-же тяжелый – 30 кг.
Но принимал он с 11 метров, и я мог прослушивать весь спектр западных радиостанций, которые вещали на СССР и не только.
Кстати, глушение было иногда вполне щадящим, то есть солдат срочной службы, который следил за глушением, видимо, сам интересовался новостями, тем более имея доступ к мощной военной аппаратуре, и поэтому держал глушение на самом краешке волны, что позволяло слышать ее довольно сносно.
А может быть, он просто засыпал на дежурстве, и волна постепенно уходила из-под глушения, что позволяло нам подробно услышать все мировые новости.
Но потом он, видимо, просыпался и снова переводил глушение четко на волну, и больше ничего разобрать было невозможно.
А иногда происходили чудеса и «голос» было слышно часами без всякого глушения.
Что это было, я не знаю и не берусь судить, но то были сладкие минуты полной свободы информации.