Фото: май 1966 года. Полный состав учащихся Егорьевской начальной школы.
Глава 9.Осень и прием в октябрята
В октябре, когда за окном бушевало ненастье, в классных комнатах становилось особенно уютно, от хорошо протопленных печей исходило приятное ровное тепло. В большие окна стучал дождь, яростно бился ветер, но внутри было тихо и спокойно, негромко звучал голос учителя, блестела черная доска, бойко стучал по ней мелок вызванного отвечать ученика.
В далекой Москве шел Пленум ЦК КПСС, отстранивший от власти Никиту Хрущева, в еще более далеком Вьетнаме бушевала война, в космос отправилась первая групповая команда в составе Владимира Комарова, Константина Феоктистова и Бориса Егорова, а в маленьких, затерянных среди лесов деревеньках все было тихо, спокойно и буднично…
Должно быть, взрослые и обсуждали между собой смену власти в стране и события в мире, однако с большим вниманием слушали по радио сводки погоды, нежели политические новости. Жизнь при Сталине приучила людей к сдержанности и молчанию, а поэтому внешних проявлений своих чувств и настроений сельские жители старались избегать. Детей политика никак не касалась, и я не помню, чтобы приход к власти Леонида Брежнева что-то изменил в нашем счастливом и беззаботном детстве. Газета «Сельская жизнь» печатала на первой полосе портреты членов Политбюро и героев-космонавтов, но нас больше интересовали герои, нежели солидные старые дядьки, мы гордились нашими летчиками, гордились своей великой «супердержавой» и считали ее лучшей страной в мире. Первых космонавтов мы все знали по именам, и также помнили, кто за кем совершил свой героический полет на корабле «Восток»!
В октябре 1964 го года нам тем более было чем заняться – мы начинали готовиться к вступлению в октябрята – первому важному событию в школьной жизни. В то время детские организации имели огромное значение, так что прием в октябрята даже в нашей маленькой школе был обставлен со всей серьезностью. Учительница рассказывала нам об Октябрьской революции, о взятии Зимнего, о вожде всех времен и народов Владимире Ильиче Ленине, а потом мы учили наизусть «Правила октябрят».
Сейчас уже не помню их дословно, только отрывки:
«Октябрята – прилежные ребята, хорошо учатся, уважают старших.
Октябрята – веселые ребята, играют и рисуют, танцуют и поют, весело живут.
Октябрята – будущие пионеры…»
Прием в октябрята проводился накануне годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции. С этой датой совпадали недельные осенние каникулы, и поэтому торжественное мероприятие устраивали перед ними, в последний учебный день. Нас, шесть девочек в парадной форме и белых фартучках, едва дышащих от волнения и радостного ожидания, выстроили в столовой перед всей школой. Мы хором прочитали выученные «Правила», и старшие ученики-пионеры торжественно прикрепили нам на грудь красные звездочки с портретом маленького кудрявого мальчика – Володи Ульянова.
Нынешним детям, выросшим в иных условиях, вряд ли могут быть понятны наши тогдашние чувства. Сияющими глазами мы глядели на долгожданные звездочки и были по-настоящему счастливы, ощущая себя частью чего-то очень важного, значимого и нужного. Мы ощущали себя Учениками, которых наконец-то приняли в большую школьную жизнь, и были полны готовности оправдать это доверие.