Однако, очутившись в Сибири, волею "премудрой" администрации, -- окунутая в самую гущу крестьянства, -- увидела я, что представляют собою пресловутые "колхозы" на деле, и -- торжествовала полное ничтожество большевиков в настоящем и несомненное их политическое (от тяжеловесной руки крестьянства) -- поражение в ближайшем будущем... Что касается меня лично, то я в Сибири, пока нас гнали этапом от деревни к деревне, -- как "сыр в масле" каталась...
После длительного голодания в Новосибирской пересылке (на 200 гр. хлеба, при приварке 1 раз в сутки "пустых" щей в недостаточном количестве), после содержания на тех же 200 гр., но уже безо всякого приварка в городке Канске, -- нас назначили, наконец, в село Тасеево, куда и повели под конвоем, но уже безо всякого довольствия... Днем нас вели под винтовками, а на ночь ставили по 2-3 человека в крестьянские избы, предоставляя доброму желанию хозяев кормить нас... Думаю, что все крестьяне мира, кроме гостеприимных "чалдон", -- послали бы нас вместе с конвоирами к чорту, и заявили бы: -- "Коли вы их гоните, -- вы и кормите! -- Мы-то здесь при чем?!"
Я, разумеется, использовала эти ночлеги, чтобы "гадать"; к той избе, в которой я была поставлена на ночлег, -- немедленно в каждой деревне открывалось настоящее паломничество, -- заснуть я успевала на каких-нибудь з часа, а с зарею надо мною уже снова наклонялось лицо какой-нибудь бабы, пришедшей погадать "поранее, пока еще народу столько не набралось; -- а то потом к тебе очереди, милая не дождешься" и в руке у нее -- 2-3 куриных яичка... Затем, когда этап выстраивали -- следовать дальше, -- за мною на подводу выносили целые мешки с хлебами, калачами, яйцами... Все это, разумеется, шло на нашу "шпано-каэрскую" "коммуну" (так я называла всю нашу ссыльную братию, состоявшую из воров-рецидивистов и из "раскулаченных")... Таким образом, я превратилась в своеобразного "интенданта" всего нашего этапа и это было настолько реально, что, заинтересованные не меньше меня -- ссыльные, по прибытию в каждую новую деревню, спешили развеять слух, что -- "с нами-де -- следует гадалка..."
Спешу здесь сообщить, что в то время, как к воровству меня привели идейно-идеологические соображения, -- гадала я просто, чтоб "выкручиваться" в ссылке (надо же было кормиться и на обратную дорогу заработать), да и остальной этап поддержать, особенно, следовавшую, как и я, без копейки денег -- "шпану"... И только постепенно мне пришла мысль использовать это "гадательное" общение с крестьянством в целях антибольшевистской пропаганды и агитации... Прибавлю: -- меня восхищала циничная пикантность моего положения: -- бывшая докладчица-антирелигиозница в роли гадалки! -- в этом заключались весь мой всепронизывающий философский скептицизм, все мое огромное уважение к древним философам -- софистам, открыто нанимавшимся за деньги доказать какую угодно истину, -- и -- такое очаровательное презрение и к материалистам, и к идеалистам, -- дальше которого уже и идти некуда!..