Наступает осень. Город меняется на глазах. Странная эта картина – по городу тянется нескончаемый поток велосипедистов, одетых в синюю спецодежду с марлевыми повязками на лице и с зубной щеткой в нагрудном кармане. Все жители города в марлевых масках - и взрослые и дети. Что-то в этой картине есть тревожно-непонятное, словно какая-то сцена из произведений фантастов.
В Китае в эти годы народ вел полуголодное существование. А еще и страшная теснота в жилищах. Все это с приходом осени грозило развитием эпидемии сезонных вирусных заболеваний и бича для ослабленных от недоедания китайцев – туберкулеза. В городах особенно много инфицированных или болеющих этой страшной болезнью.
Для нас, детей, с приходом осени начался учебный год. В школу при посольстве нас привозят на автобусах, забирая из нескольких пекинских гостиниц. Классы небольшие, человек по пятнадцать. Нас учат хорошие учителя. В моем классе, кроме детей советских специалистов, учится девочка из семьи русских эмигрантов, давно уехавших из нашей страны, а скорее всего оставшихся в Китае после трагических исторических событий. Девочку зовут Галя Шевченко. Мне она запомнилась рослой, с толстой косой ниже пояса, красивой девочкой. Держится она обособленно, не стремясь как-то сблизиться с нами. А мы очень быстро перестаем обращать на нее внимание. Единственное, что вызывает интерес и зависть к ней так это то, что на занятия она приезжает и уезжает на рикше. Нам же, советским людям, категорически запрещено пользоваться этим видом транспорта. Это рассматривается как случай жестокой эксплуатации человека.
Осенью, когда спала жара, для семей советских специалистов, живущих в нашей гостинице, организовываются экскурсии. В один из выходных дней нас везут в центр Пекина на площадь Тяньаньмэнь. Память сохранила, к сожалению, немного, только ощущение огромного пространства, в котором ты чувствуешь себя букашкой. После экскурсии по достопримечательностям, расположенным на площади Тяньаньмэнь, нас везут в парк Бэйхай.
Я, выросшая в естественной природной среде, где было много зеленых насаждений, был пруд, ручей, живописные овраги, с раннего детства испытывала сильные эмоции при встрече с природой.
В парке меня просто потрясает красота бушующей зелени субтропиков, огромное водное пространство озера Бэйхай с роскошным комплексом императорских построек. И это чудо находится в центре Пекина. Мы несколько часов бродим по парку, отдыхаем, и снова бродим. Сильно уставшие, к вечеру, возвращаемся в гостиницу.
Несмотря на интересную насыщенную яркими событиями жизнь на меня неожиданно накатывает волна ностальгии. Я скучаю по своему московскому двору, по своей школе, по ребятам, с которыми я выросла. Ах, какое же это сильное, мучительное чувство! Так хочется домой в Москву. Вечером выжидаю, когда все ребята разойдутся по домам после игр. Я иду в мой любимый двор, в котором водоем с гротом и беседкой, подхожу к высокой каменной ограде и смотрю поверх ее на звездное небо. Выбираю самую яркую звезду и представляю себе, что сейчас эта звезда так же освещает мою улицу, мой любимый дом в Москве. И представляю себе, какой я буду счастливой, когда вернусь домой в Советский Союз.
В учебе и играх проходит осень и зима. Наступает весна.