НА СНИМКЕ:момент сразу после приёма в пионеры - та часть учеников 2-го "А" класса Харьковской 89-й средней школы, которым на данный момент (к маю 1941 года) уже исполнилось 10 лет и которые при этом хорошо учились и заслуживали отличной оценки по поведению. Май 1941 года.
В первом снизу ряду (слева направо): мама Иры Поляковой (и тогдашняя жена известного харьковского генетика, профессора госуниверситета Ильи Михайловича Полякова; её имени я никогда не знал; о ней есть в тексте ниже. Далее - девочки-пионерки: Таня Климова, Дроботова (имени не помню), Элеонора Барщевская, Валерия Берловская, Оля Бертолло, Таня Горяева, Неля Цупко, а от последней в ряду, Иры Поляковой, в кадр попал только правый локоть и кусочек банта: мама вытеснила её невзначай - простим ей это за высокую родительскую активность! В заднем, втором ряду- мальчики-пионерчики: Витя Шкловский (двойной тёзка известнейшего литератора-лефовца), Феликс Рахлин, Алик Дубко, Томик (Сёма) Аронов, Алик Быков,Додик Баршай, Гена Иванов. Позади всех - учительница Мария Петровна Курдюмова и старшая пионервожатая школы, имени и фамилии которой не помню.
Эту главу посвящаю Юлику Израилеву - моему товарищу
по детскому саду и однокласснику по двум первым
школьным годам, а ныне, как и я,а также как и Витя Шкловский,
израильтянину. В нашей с ним уже достаточно глубокой старости бедняга
признался мне, что жестоко завидовал: ему в то время ещё не исполнилось 10
лет, и он не имел права стать пионером!
Май 2012.
Как легко догадаться, мемуарист под этим заголовком намерен рассказать о начале своих школьных лет.
Сказать по правде, старик Державин нас не заметил и не благословил. Однако письменное биографическое свидетельство о моём первом школьном дне - сохранилось. Да что там письменное... - Печатное! Без лишних слов отсылаю читателя к харьковской областной газете "Красное знамя" за 1939 год, где в номере от второго сентября, наряду с сообщениями о начале второй мировой войны (впрочем, мир в тот момент не понял ещё, что она началась), была помещена такая корреспонденция:
"Первый звонок
Всё было приготовлено с вечера в новом портфеле - букварь, тетрадь и огромное румяное яблоко. Утром Ирочке Поляковой расчесали светлорусые пушистые волосы. У пояса легли два банта, вплетённые в тугие косы. Ирочка первый раз в своей жизни направилась в школу.
Сентябрьское солнце едва золотит верхушки деревьев. Совсем немного осталось до первого звонка, и его-то с нетерпением ожидают сотни учащихся.
Когда до начала занятий остаётся пять минут, учительница Мария Петровна ставит малышей своего первого класса "Б" по парам.
Широко раскрываются двери школы No 89.
- Первоклассникам дорогу! - говорит учительница. Дети идут через украшенный цветами вестибюль, мимо голубых колонн, едва успевая разглядеть портреты и скульптуры.
На первом этаже, неподалёку от выхода, расположен первый класс "Б". В открытую дверь класса пара за парой входят дети.
Мария Петровна указывает парты. Доносится трель звонка. Занятия начались...
Урок принял форму интересной беседы. Мария Петровна, научив детей говорить по очереди, задаёт вопросы: кто кем хочет быть после окончания школы. Детвора, не стесняясь, отвечает:
- Хочу быть военным инженером.
- Лётчиком.
- Врачом.
- Машинистом.
-Пограничником.
Мария Петровна довольна.
Умело, интересно ведёт урок Мария Петровна Курдюмова. Она рассказывает, в каких условиях приходилось ей учиться.
- ...Школа была неуютная, маленькая. В двух комнатках стояли неудобные скамьи... -
Потом, обращая внимание на просторный, сверкающий чистотой, уютный класс, Мария Петровна спрашивает:
- Дети, кто же заботится о нас?
И малыши радостно называют любимое имя - Сталин.
- Может быть, когда научимся, напишем ему письмо?
- Конечно, напишем.
- Что же мы будем писать?..
Девочки и мальчики встают со своих мест, предлагают текст письма. Все внимательно слушают Феликса Рахлина. Мальчик с чувством говорит:
- Дорогой Сталин! Спасибо Вам за то, что у нас такое счастливое детство, что Вы дали нам такую красивую школу. Мы будем отлично учиться.
- Теперь остановка за малым, - шутит Мария Петровна. - надо научиться писать.
Во второй половине урока Мария Петровна окончательно покорила ребят. Она говорила о том, как надо беречь книги, и под общий хохот нарисовала на доске чучело, которое... не следует рисовать в учебниках.
Декламировали стихи. Детвора знает произведения современных поэтов, знает Пушкина.
Прозвучал звонок.
На втором уроке Мария Петровна будет учить детей считать, на третьем - покажет буквы.
Ребята решили скорее научиться писать. Ведь им предстоит послать письмо своему отцу дорогому Сталину. Надо описать много замечательного, чудесного.