authors

1574
 

events

220870
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Mariya_Galembo » По закоулкам воспоминаний - 109

По закоулкам воспоминаний - 109

15.08.1943
Каменск-Уральский, Свердловская, Россия

Шло время, и мне всё труднее и труднее становилось справляться со своими тремя должностями. Особенно изнуряли частые ночные дежурства. Сказывалось хроническое недосыпание и напряжение в работе. Но отказаться от второго совместительства не позволяли материальные обстоятельства, а заменить другой работой, полегче, не представлялось возможным.

Под осень 1943 года вдруг выплыли такие обстоятельства (может быть и не новые, но я о них узнала только тогда): оказывается, где-то далеченько от Каменск-Уральска, а точнее – в Долматово, что от станции Синарской по железной дороге в направлении Кургана) завод организовал (на почве, как я понимаю, какого-то совхоза) своё подсобное хозяйство. И ко времени сбора урожая директор этого совхоза прибыл с просьбой (или требованием – не знаю) командировать от завода на период уборочных работ, во-первых «многую» рабочую силу, а во-вторых - непременно врача.

Медсанчасть стала перед проблемой – кого же послать. Главврачи и начмеды сразу же исключаются. Больничные специалисты – их по одному на отделение – тоже. А поликлинические - все при высоконачальствующих мужьях, выразивших, по-видимому, единодушное негодующее «нет», подкрепляя его ещё и ссылкой на слабое, оказывается, здоровье своих жён.

И вот в таком затруднении (портить отношения с дружной заводской верхушкой жене директора завода, наверное, не дипломатично) Елена Александровна Ямпольская дошла и до моей кандидатуры. Пригласила меня.

Конечно, в коллективе я самая младшая и защитить меня некому, но что в приказном порядке при моём семейном положении, отправить меня в такую длительную и дальнюю командировку не только несправедливо, но и противозаконно – я была уверена.

Раздосадованная и готовая к обоснованную протесту, я вошла в кабинет (где, кроме Е.А., оказался и сам директор совхоза) и с порога заявила, что в эту командировку поехать никак не могу и не поеду, что это не на день и не на два, а на месяц и скорее всего – не один, Я не могу оставить детей – и т.д., и т.п. – пока Елена Александровна  не прервала меня: 

- Успокойтесь! Я ещё ничего Вам не предлагала! Проходите и присядьте.

Предположив, что опасность мне не грозит, я села и притихла. А Елена Александровна после короткой паузы говорит:

- Вы только не перебивайте меня. Скажете всё, когда я закончу, а еще лучше – когда Вы подумаете.

И стала говорить, что они с директором совхоза, обсудив ситуацию, решили предложить мне командировку на некоторых условиях. 

- Понимаете? Предложить, всего лишь предложить!

А дальше – примерно такой диалог:

Е.А.: - Есть возможность видеться с детьми каждый выходной. Между станциями Синарская и Долматово есть прямое железнодорожное сообщение, В субботу во второй половине дня поезд из Кургана останавливается в Долматово, и вечером того же дня Вы в Синаре. Со станции Синарская поезд уходит ночью. В воскресенье, например. И под утро понедельника Вы в Долматово. И таким образом Вы каждую неделю можете проводить выходной с детьми.

Я: - Раз в неделю – тоже не густо. Я никогда...

Е.А.: - Не перебивайте! Во-вторых: Вам будут выплачиваться командировочные от завода

Я: - Но я лишаюсь совместительских...

Е.А.: - Но Вы не будете дежурить через ночь – разве это не облегчение?! И в третьих: У Вас будет неплохое снабжение, что нам гарантирует директор совхоза.

И тут в разговор вступает директор. он говорит, что я определенно могу рассчитывать на ежедневную обеспеченность овощами и молоком. Вы будете получать 1 литр молока в день – 7 литров в неделю.

Я: Но это Я буду обеспечена молоком! У моих детей, если я увезу хлебную карточку, молока не будет, так как именно из этой карточки часть хлеба уходит в обмен на молоко для них.

ОН: - А вы не берите с собой хлебную карточку. Двести граммов хлеба в день мы Вам выделим без зачета хлебной карточкой из нашего резерва, а может – с совхозной пекарни. А что касается молока, то можете получать его хоть за всю неделю сразу и увезти его детям. А ещё лучше – приготовить творог –это же целое ведро молока, и даже кусочек масла из вершков получится. Вот и повезёте детям...

Нужно знать то время и представить мою, в частности, обеспеченность, чтобы понять моё впечатление от предложенного. С одной стороны, я могу подкрепить своих малышей и маму. Да ещё и не дежурить через ночь. А с другой стороны – только субботний вечер и воскресенье я смогу быть с детьми. И так из недели в неделю? Не только непривычно, главное – тревожно. И справится ли мама? И согласится ли? Я в самом деле призадумалась, взвешивая все «за» и «против». Елене Александровне сказала, что посоветуюсь с мамой и вышла из кабинета совсем не в том боевом настроении, в котором входила.

Уже по пути домой, продумывая свои разговор с главврачом, я заметила, что в пылу сражения за право отказаться от командировки не использовала такой аргумент как мамина надомная работа – веское препятствие для её согласия остаться с малышами на время моего продолжительного отъезда. Видно, миролюбивый тон главврача не вынуждал к поискам дополнительных аргументов.

Кстати сказать и в самих Каменск-Уральских воспоминаниях своих мамину работу («надомную») как-то пропустила, не упомянула. А обусловлена была та работа ничем иным как имевшей место в то военное время, помимо воинской повинности, еще и всеобщей трудовой повинности, которой мамин возраст подлежал. Ввиду отсутствия квалификации, а также достаточного здоровья для тяжелого физического труда на заводе, после врачебно-трудовой экспертизы маме предписана была «надомная работа». А заключалась она в том, что ей нужно было вручную делать скрепки из специально нарезанных жестяных пластиночек. Материал для изготовления подвозили домой, а продукцию увозили. В выполнении плана по этой работе при возможности помогала и я. За труд маме полагалась какая-то мизерная зарплата, а хлебная карточка утяжелялась на 100 граммов по сравнению с иждивенческой.

Все плюсы и минусы предложенных мне условий командировки мы с мамой обсуждали и сопоставляли до поздней ночи и в конце концов решили, что если главврач договорится о прекращении (хотя бы на время командировки) маминой работы, то я смогу согласиться на поездку – для начала с правом на испытательную неделю-другую.

Вот с таким ответом я и пришла на следующий день к главврачу. Не возражая и не откладывая, она тут же позвонила в отдел кадров и, всё согласовав, сообщила мне, что с маминой работой всё улажено – это во-первых, а я могу сразу же обратиться в отдел кадров за командировочным предписанием – это во-вторых.

17.12.2018 в 12:15

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: