Впрочем, чего-либо принципиально нового в курсе ОМЛ я не обнаружил. Все основные положения мне были знакомы еще с довоенного детства. Первичность материи была просто более солидной формулировкой обычного утверждения, что "Бога нет", а материалист, если разобраться, был тот же безбожник. Или положение о закономерности смены одной общественно-экономической формации другой и, как следствие, неизбежность замены капитализма социализмом (первой фазой коммунизма). Это положение означало не только то, что наша относительная истина ближе к абсолютной, чем капиталистическая, но было для меня просто другой формой давно известного утверждения о том, что оно, учение Маркса, верно.
Но, все-таки, это частности. Главное состояло в том, что курс ОМЛ будил (или прививал) интерес к философии вообще. Подготовка к семинарам и, особенно, к экзаменам, требовала знания многих первоисточников. Конечно, это были прежде всего работы Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса, но - хотя и не в таком объеме - также Гегеля, Канта, Платона... О взглядах других философов, таких, скажем, как Ницше или Бердяев, приходилось узнавать опосредовано - через критику их творчества, содержавшуюся в советской литературе. Добавлю, что освоение таких слов и понятий как солипсизм, трансцендентальный, категорический императив и им подобных, несомненно прибавляло уважения к самому себе.
Курс политэкономии был менее интересен, но наличие в нем формул вроде "всеобщей формулы капитализма", выведенной К. Марксом, Д - Т - Д', обозначений С, V и m - постоянной и переменной составляющих капитала, а также прибавочной стоимости вместе с описанием механизма ее образования, придавали курсу определенную весомость в глазах будущих инженеров.
Капитализм рассматривался исключительно в рамках начала XIX века, и всё в конце концов сводилось к его негативной оценке как общества или экономической системы, основанной на безжалостной эксплуатации человека человеком, и потому безнравственного. Политэкономии социализма отводилось совсем немного времени, и у меня в памяти сохранились лишь утверждение о том, что закон стоимости в социалистическом обществе действует лишь в преобразованном виде, а при коммунизме и совсем отомрет.
Если курс политэкономии базировался на Марксовом "Капитале", то фундаментальной основой ОМЛ был, безусловно, Сталинский "Краткий курс".
Я попытаюсь изложить некоторую последовательность из основных и краеугольных "камней" ОМЛ, тем более, что формулировки "Краткого курса" в моей памяти оказались почти нетронуты временем. Этот феномен касается отнюдь не только меня. Лично, я убежден, что разбуди среди ночи любого из моих однокашников, и каждый, не задумываясь, произнесет: "общественное бытие определяет общественное сознание", "труд из обезьяны сделал человека", "пролетариат - могильщик капитализма", "материя первична, сознание вторично" и еще добрый десяток подобных постулатов! Это перечисление не ирония. Надо отдать должное творцу "Краткого курса": книга многим миллионам людей на протяжении долгих лет заменила Библию...