authors

1569
 

events

220232
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Nikolay_Dobrolyubov » Дневники Николая Добролюбова - 50

Дневники Николая Добролюбова - 50

02.01.1857
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

2 января

Если русский человек за что возьмется, так уже рад лоб разбить. Аккуратный немец Штейнман[1] явился сегодня на лекцию, только что пробило девять часов, а Савич[2] еще вчера нарочно приходил справляться, будут ли лекции. Что лучше? Вчера, конечно, сказали, что будут лекции, а сегодня сказали, что не будут. Впрочем, инспектор еще вчера сказал мне, но директор заметил, что- все-таки надобно собраться... Желал бы я спросить его -- зачем?..

Из всех уехавших из Петербурга явился только Вегнер<?>[3] и страшно ругался, что начальство так безалаберно.

Златовратский[4] рассказывал много анекдотов о вчерашней елке и о глупости Белявского, Михайловского и др. Но его анекдоты до того не характеристичны, что я все их позабыл. Заметил только одно, что лакей, проходя мимо студентов с каким-нибудь из угощений, обыкновенно говорит только: "Хотите?" и, не дожидаясь ответа, стремится дальше. Это так и должно быть у Ивана Ивановича, у которого студенты не смеют пить вина за столом и курить папиросы, тогда как все другие курят.

Златовратский рассказал мне странную вещь: когда-то, еще в первый год нашей институтской жизни, и, вероятно, в первые месяцы, сказал я Михайловскому, что у него больше развиты ноги, нежели голова. Это его так уязвило, что он до сих пор тяготится моей остротой. Я, несмотря на все усилия, не мог ее припомнить... Впрочем, я и теперь еще не слишком высокого мнения о развитости головы Н. Михайловского; мне все кажется, что он до сих пор ни о чем серьезно не думал и не умеет рассуждать о предметах высшей важности. Если он останется навсегда с этой умственной ленью, то я желаю ему (несмотря на природный его ум) лучше остаться под опекой религиозности и даже церковности, нежели жить собственной головой. У него вечно все будет скользить по поверхности, и он даже легко может сделаться просто добрым малым, на что теперь же подает большие надежды. Подвиг самопеределыванья будет для него труден, если не невозможен... А жаль, право: с таким живым умом и прекрасным сердцем он соединяет еще и некоторый талант, который при более глубоком и серьезном образовании мог бы принести даже значительную пользу... А все эта проклятая лень, это увлечение разными животными порывами и неведение о высших целях человечества![5]



[1] Штейнман Иван Богданович (1820--1872) -- профессор греческой словесности Главного педагогического института.

[2] Савич Алексей Николаевич (1810--1883) -- профессор астрономии.

[3] Фамилия зачеркнута и читается предположительно; вероятно, однокурсник Добролюбова Егор Вегнер.

[4] Златовратский Александр Петрович (ум. 1863) -- однокурсник Добролюбова, впоследствии учитель Рязанской гимназии. Его воспоминания см. "Добр. в восп. совр.", стр. 131--145.

[5] Несмотря на столь суровый отзыв о Н. М. Михайловском, Добролюбов привлек его впоследствии к работе в "Современнике": летом 1858 года, во время отъезда Добролюбова в Старую Руссу, Михайловский заменял его по отделу "Новые книги".

15.09.2018 в 20:09

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: