authors

1574
 

events

220684
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Juliya_Kantakuzina » Революция 1905 года - 1

Революция 1905 года - 1

01.01.1905
С.-Петербург, Ленинградская, Россия

Летом 1903 года я отправилась в Лондон на свадьбу мое­го старшего кузена Палмера, затем провела лето с сыном на побережье в Нормандии, а осенью присоединилась к своей дорогой тетушке для путешествия на автомобиле по Север­ной Италии и Южной Франции с посещением замков Луа­ры. Мужу удалось присоединиться к нам во время поездки. В Париже мы сильно поволновались по поводу серьезного заболевания брюшным тифом, свалившего тетушку по воз­вращении из странствий. Я оставалась с больной до празд­ников и приехала в Петербург только в начале зимы, за не­сколько дней до начала войны.

За год до этого мы тоже предприняли автомобильное путешествие по восхитительным краям Северной Франции, а также в Бельгию, и я с радостью обнаружила, как хорошо мои муж и тетя понимают друг друга. Дядюшка Палмер умер, мы очень любили его и с большим сочувствием относились к горю тети.

Лето 1904 года я провела в Петербурге и Буромке, деля свое время между работой на благо фронта и семейными заботами. Крестьян мобилизовывали в армию, а их отно­шение к войне было чрезвычайно странным. Они не по­нимали, что происходило, да особенно этим и не интере­совались. Слово «Япония» было для них пустым звуком, да и Сибирь была так далеко, что сражаться там не означало для них защищать свою землю. И в то же время они про­являли абсолютную покорность. Царь-батюшка нуждался в них; их позвали, и они безропотно пошли, не задавая лиш­них вопросов. Я стояла на крыльце нашей деревенской управы и слушала, как зачитывали воззвание группе дер­жавшихся с достоинством серьезных мужчин, вымывших­ся, надевших праздничную одежду и готовых к отъезду. Их окружали женщины в пестрых платках и вышитых на­циональных костюмах, а курчавые ребятишки держали за руки своих защитников, которых им вскоре предстояло ли­шиться.

Молчаливые и почтительные, они выслушивали прика­зы императора, затем голос священника, произносившего слова молитвы и благословения, в то время как женщины плакали, а испуганные дети прятали головы в их юбки. Мы пришли из своего особняка, чтобы пожелать жителям на­шей деревни «счастливого пути» и вручить каждому солда­ту медальку с изображением святого Георгия, чтобы она защищала его во время битвы. Впервые я почувствовала не только симпатию, но и восхищение по отношению к на­шим крестьянам!

Война оказала превосходное воздействие на наших лю­дей. Они научились решать вопросы снабжения продоволь­ствием чужих женщин и детей, проявляя при этом ловкость и здравый смысл. Солдаты, объехавшие всю им­перию, стали видеть все в новом свете, поняли, как вели­ки просторы России; их покорило величие Дальнего Востока, в итоге это привело к миграции многих превосход­ных людей на сибирские равнины. Военная пора и неудач­ное управление страной вызвало новые настроения всех со­циальных слоев русских людей. Либералы — и я видела в этой группе большинство дворян — ощущали, что пришло время навести в стране порядок и подтолкнуть ее вперед, дать людям образование и провести земельную реформу. Армейские офицеры жаждали увидеть более разумную по­литику, проводимую правительством, в надежде, что мо­нарх добровольно пойдет на реформы. Сейчас их можно было даровать, в ближайшее же время они превратятся в уступки, которые у него вырвут.

Не думаю, что молодая императрица имела в то время особое политическое влияние или амбиции, но ее личное влияние на царя было чрезвычайно велико, ибо он глубоко ее любил. Руководствуясь своим личным вкусом или из-за того, что начинала ощущать свою непопулярность, она все больше и больше воздействовала на него, вовлекая в мис­тическую, религиозную, замкнутую жизнь, и постепенно под тем или иным предлогом избавлялась от тех, кто счи­тал, что император обязан чаще показываться на людях и принимать более активное участие в жизни народа.

Их окружение уменьшилось до чрезвычайно малого ко­личества приближенных, среди которых в последнее время постоянно стала появляться мадемуазель Танеева, в замужестве мадам Вырубова. Слабое здоровье императрицы служи­ло хорошим предлогом, чтобы никого не принимать; это, наряду с болезнью и юным возрастом хрупкого наследника, служило предлогом их длительного проживания в Царском Селе или в Петергофе. Постоянные интриги мадам Вырубо­вой против той или иной из своих коллег, которых со вре­менем изгоняли, очень нас возмущали.

 

Одно событие стремительно сменялось другим. Ты едва успевал перевести дыхание от новых тревог и волнений зимы 1905 года, как начались беспорядки в фабричных районах Польши. В Москве и некоторых других городах произошла настоящая революция. Убийство нескольких министров и великого князя Сергея (Сергей Александрович (1857—1905) — великий князь, дядя Николая II и постоянный генерал-губернатор Москвы; был убит рево­люционером-террористом 17 февраля 1905 года.), а также попытки покушения на жизнь многих выдающихся людей добавили кровопролития.

03.07.2017 в 16:56

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: