[30 июня]. Поскольку все наши мулы усиленно работали, а наши старые [мулы] уже от одного стояния с грузом устали, то [в конце концов] нам не осталось ничего другого, кроме как [последний раз] нагрузить их образцами горных пород и дать ordres сегодня еще остаться с нашими, вконец уставшими животными в Барбасене.
Таким образом, наш отъезд состоялся лишь сегодня, 30 июня, а все приготовления были закончены ранним утром. Новый ариейро, Бернарду, пришел и сказался больным, но все же он помог при погрузке, и мы с трудом около половины десятого, наконец, смогли покинуть Барбасену.
Весь город был на улицах и в церкви, поскольку епископ уже начал благословлять и конфирмировать. После того, как только 2 из наших 8 вьючных животных доставили нам много хлопот с погрузкой и разгрузкой в пути, мы около 2 часов пополудни прибыли в фазенду Помбал (собственность прапорщика Мануэла Феррейра-Пинту), находящуюся в 2 легуа от Барбасены. Мы вновь приблизились к девственному лесу, где сразу же столкнулись со всем разнообразием природы. Вместо кампосов были леса, в которых встречалось много неизвестных в кампосах птиц и растений.
По дороге нам встречалось огромное количество людей, особенно детей, которые со своими родными (Три слова вписаны над строкой.) процессией направлялись в город на конфирмацию.
30 июня. По пути мы встречали много птиц, частично новых видов; насекомыми же эта местность чрезвычайно бедна (N.B.: в это время года).
Когда мы прибыли, сеньор Мануэл Феррейра-Пинту собирался со всем своим семейством в Барбасену, однако принял он нас радушно, предоставил в наше распоряжение весь дом и лишь сожалел (а мы и больше того), что совсем не осталось продовольствия. Для наших мулов не было кукурузного зерна, и мы прибегли к привезенным с собой запасам продовольствия.
Вечером прибыл большой караван с продовольствием, предназначенным для ”Дескоберта-Нова”; кроме того, везли хлопчатобумажную ткань, английский фаянс и другие предметы, предназначенные для перепродажи с прибылью.
Мой ариейро вечером очень жаловался на боли в межреберных мышцах, поэтому я сразу же наложил ему пластырь из шпанской мухи.