В описываемые мною годы — начало XX века — Камчатская область не имела телеграфной связи. Почта зимой шла на Иркутск, Якутск, Охотск, Гижигу и Петропавловск, чем в полтора раза увеличивалось и без того огромное расстояние от центра страны. На корреспонденцию, отправленную в этом году, ответ можно было получить лишь в следующем. Пароходы Общества прапорщиков в течение лета успевали сделать только один рейс.
Я тяжело переживал лишения еще и потому, что рядом с собой видел обогащавшихся людей, пользовавшихся простотой и наивным доверием туземцев; тогда сюда для наживы и эксплуатации местного населения проникали грабители всей мастей. Помимо русских, приезжали татары, евреи, кавказцы, а также иностранные хищники, в том числе и американцы.
Японцы для своих грабительских наездов имели сотни морских пароходов и шхун. Они буквально наводняли побережье Охотского моря и Тихого океана. Хищнически захваченной здесь рыбой питалась вся Япония. Не считаясь с интересами Русского государства (не говоря уже об интересах местного населения), японцы заграждали устья рек, вылавливая несметное количество рыбы, стремящейся к верховьям рек на нерест,