authors

1497
 

events

206271
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Svetlana_Blinova » Франция. Первое свидание - 2.

Франция. Первое свидание - 2.

29.08.1975
Париж, Париж, Франция

На следующее утро мы с Олей обычно записывали свои впечатления в дневнички - куда потом делся Олин - не знаю, а мой - сейчас помогает мне оживить в памяти замечатель­ные дни, проведённые во Франции. После обеда Коко и Марта повели нас в Трокадеро - это старое название местности и дворца. Теперь там новый дворец и парк Шайо с роскошными фонтанами и большим подземным аквариумом, очень разные рыбы от мелких до огромных: осетры, сомы, угри, форель, окуни, карпы, золотые рыбищи, рыба-кошка, а также аксолотли, тритоны, креветки. Рядом большие причудливые каменистые гроты, где плавают и гуляют чайки и дикие утки. За парком и фонтанами начинается Марсово поле с Эйфелевой башней и Ecole militaire (Военная Школа). Везде толпы народа, к башне - очередь. Очень много ска­меек и стульев, скульптур. Оба парка очень старые, хорошо спланированные, есть и аллеи и лужайки для отдыха. Много каштанов, олеандров. Во дворце Шайо находятся ещё другие музеи - этнографии и фольклора, французского монументального искусства, Музей человека - очень интересный, к сожалению, я до него не добралась. Вечером мы с Мартой "чирикали", а "дети" (Коко и Оля) играли в кости и в мячик с пластиковым шариком. Ещё Коленька не раз радовал нас домашними концертами.

1.09. Утром гуляли в районе Chatelet и по набережным Сены, которые стали одними из самых любимых мест в Париже. Здесь небольшие магазины цветов. Зоомагазин - не как у нас, а с обезьянками (1200 fr), крокодилом (150 fr), боа-констриктором (600), козлятами (850), попугаями-какаду (до 500 fr) и волнистыми (попугайчиками) (70 fr пара), ужи, ежи, разные черепахи, щенки, котята, канарейки, разные рыбы. Часть клеток прямо на улице. Поглотали слюнки, но купили только аэратор с мельницей для своего аквариума. Очень много букини­стов с лотками и магазинчиков, где можно купить открытки с видами Парижа, репродук­циями картин из Лувра и др. У них мы тоже провели немало времени и потратили немало денег.

После обеда все поехали в Латинский Квартал - город студентов, где обратила на себя внимание молодёжная мода - почти все носят туники и другое - по принципу "из-под пят­ницы суббота". (Потом эта мода пришла и в Россию). Полюбовались Сорбонной.

Вышли к Собору Парижской Богоматери (Notre Dame de Paris), любовались её кру­жевной архитектурой, величием. Зашли внутрь. Трудно подобрать слова, чтобы описать ве­личие этого храма и бесчисленные изумительные витражи, из которых наиболее знамениты "Розы". Перед собором довольно большая площадь с газонами, скамейками. На площадке перед Собором весёлый, коренастый, полуголый блондин-фокусник глотает бритвы и горя­щие папиросы... Вокруг толпа народа. Сидят и лежат на траве, хотя есть места на скамейках. Толпа очень пёстрая. Много негров. Потом мы не раз возвращались к Notre Dame, однажды с изумлением увидели на площади перед Собором ослика с ведром под пузом, запряжённого в тележку-ларёк и мужчину, предлагающего товар из этого ларька. Представить себе такую картинку у нас в городе перед одним из главных храмов!

Приезжали в Notre Dame и специально послушать службу - очень красивая музыка, акустика, заполняющая душу энергетика хора и сотен верующих. Собор красив не только с фасада, он весь уникален в своей красоте, величии, он виден издалека. За то время, что мы провели в Париже, он стал почти родным Notre(наша) Dame. Наверно, прибавляют ощу­щения близости ещё и ассоциация с многочисленными историями и легендами, почерпнутые ранее из литературы

Позже я видела другие церкви и соборы с витражами - ещё более красивые и удиви­тельные - в Св. часовне в Сен-Шапель, многоцветные витражи на куполах и стенах высвечи­вают все стены этой высоченной церкви-башни, и в соборе Шартра, где многочисленные витражи заменяют роспись, создавая высокохудожественные изображения Богородицы и разных эпизодов библейской истории. В солнечный день разноцветные пятна-зайчики вы­свечиваются на всей площади пола, и я видела, как дети пытаются поймать их ладошками. Это было очень красиво. Но всё же Notre Dame - это Notre Dame!

С первого же дня, как я приехала в Париж, меня не покидало непривычное и не очень понятное ощущение свободы. Причем, это не обычная некая отдаленность от привычных будничных забот, когда уезжаешь из Москвы, а что-то другое - в самом воздухе, в раскован­ности, спокойствии и вежливости прохожих, в культуре поведения что ли? не видно грубых и угрюмых лиц - трудно определить. Я как-то спросила об этом свою сослуживицу, которая какое-то время жила и работала на Кубе и в Венгрии - она тоже испытывала там подобные же чувства. Может быть, ещё впечатления от разноликости людей, ведь у нас тогда все были "как все", а в Париже - люди со всего света - привычное зрелище.

Интересны были и разные человеческие контакты. Марта часто приглашала своих знакомых, чтобы показать человека из Советского Союза, а мне - людей из другого мира. Один вечер мы были приглашены в семью Мартиной сестры и погрузились в мир её забот и образа жизни, другой - к нам приехала Мартина подруга из-под Парижа - Эрна - с палочкой, очень живая. Обсуждали события в Корсике: аборигены выгоняют алжирских французов (во Франции их называют pieds noires - черноногие), которые окультурили там пустые земли и разбогатели. Когда в их защиту выступили безоружные полицейские, трое были убиты. По­том говорили о заложниках в Африке. В республике Чад женщина-этнограф с мужем тре­буют оружия и денег (10 млн. франков), т.к. аборигены убили парламентеров. Однажды приехал Колин товарищ по оркестру в Миннеаполисе Билл с женой-пианисткой. Коля их не помнил - (прошло уже лет 25-30), но встретились хорошо. Американцы очень простые, веселые, бодренькие, громкие. Билл учился в СССР в 1932 году. Его сын отказался воевать во Вьетнаме и эмигрировал в Канаду. Там женился и хочет остаться. Второй сын стал маоистом.

Марта рассказывала об очень известной тогда Жозефине Бэкер, которая выступала в двадцатых годах в поясе из банановых шкурок. Потом она имела замок и в военные годы ак­тивно участвовала в сопротивлении. Много лет она не выступала. Усыновила 12 разноцвет­ных детей.

В 1974 году она дала 2 спектакля и умерла на репетиции. Были национальные похо­роны.

Побывали в гостях у сравнительно недавней эмигрантки из Москвы, Брониславы Ру­вимовны Кисиной (домашнее имя - Кисиха, Броня). По дороге к ней купили ветчины, салата, фруктов и хорошо посидели. Из разговоров помню, как она возмущалась желанием родных приехать в Париж и остановиться у неё. "А где же я буду принимать гостей - в спальне что ли?" У неё квартира из 3 комнат, одну она сдает студентке, в других - спальня, гостиная, об­щая кухня. Оказалось, что её родные живут недалеко от Рублева, и мы потом общались с ними.

 

Так я получила представление об обычных квартирных условиях французских пен­сионеров и осознала, как убога по сравнению с ними была наша малогабаритная двухком­натная квартира в хрущёвской пятиэтажке, которую мы добивались с таким трудом и столько лет, и были счастливы, что это не коммуналка, и что есть отдельная комната, в которую можно пригласить наших дорогих гостей из Парижа, или ещё кого-то. И стало понятно, по­чему я была ошарашена словами Марты (сказанными, конечно, не мне), что наша квартира - просто собачья конура. Да, всё познается в сравнении. Квартира Марты и Коко мне очень понравилась. Комнаты большие, светлые, в каждой - по 2 окна. Очень хорошая планировка. Просторная прихожая-коридор с тремя встроенными шкафами для одежды. Налево вход на кухню, направо - в гостиную и столовую. Помещения могут разделяться двигающейся ширмой от пола до потолка. Просторный коридор, ведущий в спальню, слева оборудован встроен­ными шкафами, справа - двери в ванную комнату и туалет. В комнатах лишь необходимая мебель - в спальне - только кровать, тумбочка для белья и туалетный столик, в столовой - буфетик для посуды, стол, стулья и полки с книгами. В гостиной (она же рабочий кабинет Марты) большой письменный стол, диван, кресла, музыкальный уголок - место для скрипич­ных нот. Вода подается в квартиру дозировано - мыться - по 1 человеку. В тот же день нельзя и мыться и стирать в машинке. Посуду мыть - тоже экономя воду. 

24.02.2014 в 17:34

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: