Даже в далёкий пускаясь путь,
Помни что этот путь
Тоже частица жизни твоей,
Жить и в пути умей.
После того, как мамин брат Коля (домашнее имя - Коко) нашёл её через Красный Крест и трижды приезжал к нам в Москву, они с женой Мартой стали звать нас к себе в Париж. Но прошло десять лет, пока мы смогли осуществить эту мечту. Оля была ещё мала, а маме эта поездка была не по силам.
Первый раз, когда мы подали документы в ОВИР (отдел виз), нам отказали без объяснения причин. Через год, когда мама уже умерла, и мы с дочкой остались вдвоём, вдруг пришло разрешение. Оно застало нас в Литве, где я работала в составе экспедиции. Пока мы вернулись, купили билеты, был уже конец августа, и пришлось пренебречь школой в сентябре. Понимая, что память будет не в силах сохранить ожидавшее нас огромное количество впечатлений, я старалась вести дневник, и местами буду приводить отрывки из него. Напоминаю, что это впечатления более чем тридцатилетней давности советского человека Homo soveticus, впервые выехавшего за пределы стран социалистического лагеря.
Итак, мы выехали из Москвы 26.08.1975 г. Из дома нас экскортировали 8 человек друзей с цветами, пирогами и гостинцами на дорогу. В 20.50 тронулись. В купе 3 (а не 4) полки. Когда средняя опущена, сидеть нельзя. В столике - умывальник, сбоку откидной стульчик, вешалка, вверху полка для двух чемоданов, на полу - ковёр. К счастью, пассажир на верхнюю полку не явился, и мы блаженствуем вдвоём. Олясик рвётся на верхнюю полку и всё ещё не верит, что мы едем в Париж. Билеты II класса стоили 93 и 63 рубля (детский), I класс - 133 рубля.
Ночь прошла спокойно. С 9 до 11 граница - проверка, перевод на новые колёса (в Европе другая ширина колеи). Перевели часы на два часа назад - здесь среднеевропейское время. Варшаву из окна вагона практически не видно. Из польских городов очень понравилась Познань - старые дома и башни необычной формы, лепные украшения. Посёлки редкие, пейзажи, как в Литве, только леса меньше и больше лиственных пород.
ГДР и Берлин проехали в темноте. По выезде из Западного Берлина паспорт остался у проводника, и пограничники ФРГ, Бельгии и Франции нас не беспокоили, только заглядывали в купе и здоровались с нами.
28.08. Очень красивый пейзаж. Солнце, встающее из тумана, кудрявые перелески, аккуратные домики под черепичными крышами. Впервые почувствовала заграницу. Города один за другим, чуть не через полчаса (и чаще). Яркая реклама на всех стенах - Крупп, Форд, Орсэ и др. Электрички, серые как мыши, с мягкими сиденьями и подушечками для головы.
7.35. Дюссельдорф. Вокзал, как в других городах, крытый и над поездами. Киоски, скамейки, расписание, реклама. Одежда людей не отличается от московской. Koffer-kuli (носильщики) - парни с тампонами на кепке, у некоторых на шее бляхи типа кулонов.
Очень много старинных средневековых зданий в три окошечка, пристроенных одно к другому. На окраинах - дома типовые. Пирамидальные тополя, дубы! Через 10 минут - г. Darbo, 8.10 - Кёльн.
Бельгия (9.23 - 12 ч.) удивила изумительно красивыми холмами, миниатюрными двухэтажными домиками в одно-два оконца шириной. Богатейшая архитектура, узкие улочки, железнодорожники с малиновыми околышами, знакомая, почти родная французская речь! Огромные заводы, копры у Charleroi-Sud.
И вот, наконец, Франция! Пограничники в синих брюках с красными лампасами, голубых блузах и кепи с высоким чёрным околышем. Спросили, не везу ли я водку! Узнала, что за всё время наш вагон пять раз перецепляли к новым составам. Величественный собор St. Quentin. Сена! Время ползёт ужасно. Котёнок пищит, что готов слезть, не доезжая Парижа. С каждой минутой приближения к цели растёт предвкушение счастья встречи с дорогими людьми и с великим городом - ведь в России традиционно Париж считался столицей мира.
В 14.35 - приехали. Уже бегут навстречу Марта и Коля с тележкой. Удивительно чувствовать себя в Париже! Таксист-алжирец с большим интересом оглядывал гостей из России и улыбался изо всех сил. Марта сказала о нём, что он болтлив, как настоящий парижанин. По дороге угодили в несколько пробок, пытались избегать их и попадали в новые - уже начинались "часы пик". Но вот мы у знакомого по фотографии дома с двориком и стеклянными воротами. После бурных взаимных объятий и обеда мы отправились в небольшую семейную гостиницу в переулке за углом, где Марта забронировала для нас комнату. В кабинете у Марты есть раздвижной диван, но очень жарко и шумно и, как я поняла, здесь не принято стеснять себя гостями. Гостиничная комната небольшая, с двуспальной кроватью, столиком, гардеробом и умывальником. Туалет - в коридоре, а свет (впервые увидела) зажигается и гаснет автоматически. Познакомилась с хозяйкой, разложила вещи и вернулась обратно. Расстались только в 21 час.
МЫ УЖЕ ПАРИЖАНЕ. 22.08. Утром в гостинице мы спустились на I этаж в столовую, где нам предложили традиционный завтрак: длинный кусок французского батона-палки, кофе (со сливками в кувшинчике) или какао, чай и порционные упаковки сахара, джема и масла.
Полдня ушло на организационные хлопоты - отметиться в советском посольстве, поменять деньги, сделать фотографии для льготных проездных билетов на метро и автобусы, и покупку этих билетов (оранжевые карты). Первый день нас сопровождали Марта и Коко, потом уже мы, в основном, путешествовали самостоятельно.
После обеда все четыре "блинчика" отправились погулять в Люксембургский сад (парк). Он принадлежит Сенату, в нём есть экспериментальный участок, где деревьям приданы самые разнообразные формы, висят крупные плоды в мешочках, надетых ещё во время цветения, чтобы не попала нежелательная пыльца, и большая зона для отдыха парижан. Сад весь тенистый, трава пострижена, очень много стульев и кресел (скамеек нет). Некоторые люди лежат на траве, загорают. Многие кормят голубей и воробьёв. Для детей есть ослики, пони и козочки. Много скульптур.
По дороге зашли к старому знакомому Марты - Доминику, владельцу роскошного русского ресторана. Он усиленно зазывал нас к себе, но Марта попросила лишь пару яблок для Оли.
Первое самостоятельное путешествие мы совершили по шпаргалке от Марты на автобусе до Grand Opera - это самый большой и красивый театр Парижа, украшенный лепниной и скульптурными группами. Он рассчитан на 2200 зрителей, а на сцене может разместиться одновременно 450 человек. Очень красивый и величественный театр. Оттуда мы пешком добрались до Транспортного Агентства, заказали обратные билеты в Москву на 25.09, прошли к Вандомской колонне, сооружённой по заказу Наполеона, причём материалом для неё послужили пушки, захваченные им в битве под Аустерлицем. Колонна украшена барельефами, представляющими победы императора, а на вершине - фигура Наполеона в одеянии Цезаря. Тут же средневековая площадь, окружённая самыми знаменитыми банками (Vestminister, Rotschild, Morgan и др.) и шикарными магазинами. В их шикарных витринах меня почему-то больше всего удивила и позабавила (наверное, неожиданностью изыска) ложечка для грейпфрутов. Вышли к саду Тюильри и Лувру. Купили альбом Ренуара, путеводитель по Парижу, глазели на витринки, изучали, где какие выставки.