Иногда я спрашиваю себя, зачем взялась за эти воспоминания, для чего и для кого я их пишу. Наверное, для того, чтобы вспомнить, осознать и оценить прожитое, удовлетворить потребность общения с другими людьми, рассказать о времени, в котором я жила и о людях, оставивших след в моей жизни и памяти? Или оставить какой-то след после себя в сердцах и душах своих друзей и близких, у дочери, внуков, племянников? Хочется поделиться интересными впечатлениями, мыслями, волновавшими тебя раньше и волнующими сейчас... Может быть, это будет интересно ещё кому-то?
Оказалось, что и мне самой было интересно ещё раз вспомнить и перелистать какие-то страницы своей жизни, вспомнить и пережить многое и порадоваться тому, что было много интересного, красивого, доброго, светлого. Как не привести здесь очень близкие мне слова Вадима Шефнера.
Я спросил у памяти своей,
Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, дальний путь?
Всё равно, упавших не поднять,
Всё равно, ушедших не вернуть.
И сказала память: Я могу
Всё забыть - но нищим станешь ты.
Я твои богатства берегу,
Я тебя храню от слепоты.
В трудный час, на перепутьях лет
На подмогу совести своей
Мы зовём былое на совет,
Мы зовём из прошлого друзей.
И друзья, чьи отлетели дни,
Слышат зов - и покидают ночь.
Мы им не поможем, - но они
К нам приходят, чтобы нам помочь.
О том же говорил и Конфуций: "На склоне лет вас ждёт большое богатство - ваше прошлое".
Да, в трудные часы и периоды своей жизни сколько раз помогали мне светлый пример и слово моих друзей. Память о них - моё богатство.
Хотелось бы написать о них - ведь это большая часть моей жизни, но как сделать это достойно - ведь каждый из них - целый мир, а я знаю лишь частицы этого мира. И как найти достойные слова, чтобы отразить этот мир не куцо, не отрывочно-обрывочное.
И всё же попытаюсь хотя бы очень кратко вспомнить и рассказать о нескольких, самых-самых.
Ведь, если верить Метерлинку и героям его "Синей птицы" Тиль-Тилю и Митили, ушедшие из жизни люди оживают, когда мы вспоминаем о них, и живы, пока мы помним их. "И друзья, чьи отлетели дни, слышат нас и покидают ночь. Мы им не поможем, - но они к нам приходят, чтобы нам помочь". Наверное, не случайно тысячелетиями жива традиция помнить Ушедших.
Пойду по хронологии обретения. На первом месте Мама - 48 лет взаимной любви и настоящей дружбы. Она ушла в 1974 г. Ещё и ещё хочется сказать ей вслед СПАСИБО!
Потом появилась Женя - Евгения Ильинична Кацевич - мамина сокамерница, мой близкий друг с 12 лет (с 1938-го года) на всю оставшуюся жизнь, человек исключительного обаяния, душевности, ума, всеобщая любимица. Я уже писала о ней выше. Она ушла в 1984-м году - онкология.
Женя приехала в Москву из Белоруссии, окончив 9 классов школы. Московские родственники устроили её на работу счетоводом в бухгалтерию на одну из автобаз. Вышла замуж за очень хорошего человека, секретаря комсомольской организации, родила дочку и в 21 год попала с мужем в жернова сталинских репрессий. Она провела полгода в тюрьме (где и познакомилась с моей мамой). Потом мы вместе были в ссылке в Сорочинске, где первый год жили вместе. Её двухлетняя дочка Ира попала в детский дом, потом родные нашли её и привезли к матери. Помню, что мы спали с Ирочкой в одной постели, и я боялась задавить эту кроху. А муж Жени провёл 10 лет в лагере под Ухтой на лесоповале. После войны Женя ездила на свидание к нему в лагерь и, когда кончился его срок, поселилась во Владимире - оставалось ограничение на въезд в Москву. И только после смерти Сталина они смогли вернуться. Её природный ум, добросовестность, умение вникать в суть проблемы позволили ей, с девятилетним школьным образованием, стать одним из лучших сотрудников методкабинета министерства торговли СССР. А обаяние, душевность, тактичность делали её всеобщей любимицей. А Ирочка окончила консерваторию и стала первоклассным дирижёром хора, преподавала при Консерватории. Мы дружили семьями до самого конца. К сожалению, их обеих уже нет.
И ещё - мой близкий друг, почти родня, Ольга Михайловна Бочарова-Месснер. Оля считала её своей второй матерью, а я - почти своими её детей, внуков. Я сейчас очень тепло, светло и радостно с ними общаюсь по телефону, и они очень рады моим звонкам. У них уже свои семьи. Ольга Михайловна - тоже биолог, изучала строение летающих насекомых. Её работами интересовались авиаторы, персонально приглашали с докладом в Японию - но она не смогла по семейным обстоятельствам. Но, главное, несмотря на очень непростую жизнь, она всегда была подтянута, приветлива с людьми и умела радоваться всему доступному: красивому, интересным людям, природе, чистому воздуху, огородику (многие годы мы вместе летом жили на даче). Она всегда готова была помочь своим друзьям, коллегам, даже малознакомым. С ней вместе прожит большой пласт жизни, Салтыковка, да мало ли ещё что...