Вот сейчас я смотрю, как часто руководители различных партий, критикуют порядок на избирательных участках в нашей демократической стране. Не было на избирательных участках никаких наблюдателей, возле урн стояли не милиционеры, а юные пионеры в красных галстуках. И ни кто даже не вспомнит, как эта работа организовывалась в годы Советской власти. Сам я хорошо помню и выборы Верховного Совета в 1937 году, через год после принятия Сталинской конституции, по моей памяти 12 декабря. Я стоял пионером возле избирательной урны и приветствовал пионерским салютом, каждого избирателя. И даже помню кандидатов в депутаты. Двое военных: Маршал Советского Союза и младший командир Балтийского флота. В послевоенное время в Новосибирске участвовал в работе участковой избирательной комиссии в воинской части. Кандидатом в депутаты был командующий войсками Западно-Сибирского военного округа Генерал Курдюмов. Принимал участие в выборной компании, сначала в выдвижении кандидатом в депутаты Российской федерации а потом и Верховный Совет СССР Командующего Дальневосточным военным округом генерала Крылова Николая Ивановича. Поэтому мне эта работа была не в новость. Но ни один из современных руководителей возглавляющих уже многочисленные партии не хочет вспоминать, как добивались результаты выборов в довоенное и послевоенное время, чтобы число принявших участие в голосовании доходило до 99,9% и не отличалось от поданных голосов за кандидатов, которые были предложены избирателям.
Уже в последние годы службы меня утвердили председателем участковой избирательной комиссии. Наш участок был закрытым и им пользовались только военнослужащие срочной службы. Участковая комиссия уложилась буквально в полтора часа чтобы, после положенного времени на голосование, закрыть прием избирателей и приступить к подсчету голосов. Одним из первых я сдал протокол участковой избирательной комиссии в городскую комиссию и более меня не задерживали. Но к двух участков протоколы не приняли и их председатели с руганью поехали исправлять данные, занесенные в протоколы.
Сейчас критикуют - все не так. А было так, что списки избирателей не имели графы для подписи граждан занесенных в списки. Достаточно было члену комиссии поставить одно или два 'ДА' в строке участвующего в голосовании. Удостоверений на право принятия участия в голосовании я тоже не видел. Видно их выдавали только командировочным, находившимся в пути. На избирательных участках никогда не было никаких наблюдателей, ведь у нас была одна партия. 'Партия - наш рулевой!'
Большая организационная работа проводилась с секретарями участковых избирательных комиссий, чуть ли не семинары, где им объясняли, что и как нужно делать. Вся документация и малые урны, для участников голосования на дому, находились под постоянным вниманием секретарей избирательных комиссий.
На председателей участковых избирательных комиссий возлагалась обязанность знать жилища своих избирателей и особенности их жизни, быта, размещения рабочих мест. Для меня этот микрорайон был не знаком и мне пришлось походить по малым предприятиям и жилищам избирателей и везде беседовать с людьми о их жизни. Вот например, на моем избирательном участке, должны принимать участие в голосовании большая группа цыган. Мне пришлось встретиться с их вожаком, предварительно прихватив с собой бутылку водки. Состоялась наша беседа. Мы договорились,что они приедут группой в день голосования к 12 часам, но чтобы еще работал буфет и в нем было в продаже бутылочное жигулевское пиво. В это время буфет работал, но три ящика жигулевского мне пришлось припрятать в комнате секретаря участковой комиссии. И вот раздаются гудки автомашин и бубенцы на дугах троек лошадей. Цыганский табор, а их больше трех десятков с песнями поднимаются на второй этаж школы в помещение для голосования. Проголосовали, прошли в помещение буфета, выкупили все пиво и часть закуски и уже тихонько, чтобы не мешать другим избирателям спустились на улицу, заполнили свой транспорт и с песняком отправились домой.
Пришлось мне встретиться и с участковым милиционером, вернее он сам предложил мне свою помощь. Дело в том, что к избирателям на моем участке относилась целая группа спившихся алкоголиков и участковый пообещал навестить этих людей утром дня выборов и убедить их посетить избирательный участок и отдать свой голос избирателя. Разбросанность жилых домов нашего избирательного участка была очень большой, по существу, все жилые постройки в самом парке и лесопарковом массиве относились к нашему избирательному участку. Пришлось походить по местам проживания наших избирателей и выяснить их настроение.
Во время подготовки председателю было нужно еще посетить руководство других предприятий микрорайона и обратиться с просьбой, о выделении некоторых денежных сумм, на подарки избирателям, голосующим впервые, уплаты уборщицам за помывку помещений до и после голосования. В понедельник школьники придут в свои классные комнаты. Да и для людей, участвующих в работе избирательной комиссии нужно организовать поздний ужин и отправить по домам на выделенном комиссии транспорте. Наступила уже ночь. Самому приходилось оставаться и ночевать в одном из классных помещений, где еще находились материальные ценности, выделенные институтом и имущество приезжего буфета. Так что спал я на коврах.
В следующую выборную страду, я был уже заместителем председателя избирательной комиссии, предоставив почетную должность председателя молодому инженеру. Сам я занимался оборудованием помещения с последующим расчетом, выделенного для оформления избирательного участка имущества и выслушиванием различных нареканий руководителей школы, в случае порчи какого-либо из предметов школьной мебели.
Работать с техникой, если вы с ней на ты, интересно, но я не скоро добьюсь уровня моих сослуживцев. Меня, по давно сложившейся природе, тянуло к людям, или что-то организовывать самому. В мае 1980 года я получил перевод на завод 'Буревестник', где было необходимо разработать и смонтировать устройства, по осуществлению контроля за переговорами служащих завода, на междугородних телефонных линиях, с целью сохранения производственных тайн. Надо было воспроизвести работу некоторого подобия, что уже было организовано в институте. И институт и завод являлись режимными предприятиями. В начале этой работы было интересно заниматься усовершенствованием средств контроля и информации руководства. Это по существу работа 1 отдела и меня, как инженера этого отдела. Но когда все было отлажено и отработано мне на этом поприще стало скучно и не по себе.