authors

1516
 

events

209091
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » LeonidMazurov » Просто жизнь - 41

Просто жизнь - 41

28.09.1942
Камышловка, Кемеровская, Россия

Постепенно, я приобретал навыки в различных сельскохозяйственных работах. Распахивали земли, скирдовали снопы, участвовали в молотьбе снопов, на сложной молотильной машине. "Сложка", так её называли крестьяне, молотилка управлялась шкивным ремнём, от поднятого колеса трактора ХТЗ. На верху этого агрегата, у приемного барабана, захватывающего освобожденные от вязок снопы, находилась обычно опытная работница, руководящая всем процессом, обмолачивания снопов. Зерно просыпалось в бункер, а солома отделялась от машины и отправлялась волокушами к месту стогования. Обычно волокушами любили управлять мальчишки, это не хитрое приспособление, две длинные веревки, от хомута лошади, а к концам веревок, прикрепляли длинную оглоблю. Приближаясь к молодёжи у стогов, ребята вместе с соломой, старались захватить зазевавшуюся подавальщицу снопов и уже подвозят, под громкий хохот, девчонку к месту скирдования соломы, при этом в визге и смехе участвуют уже все работники молотилки.

   Молотьба снопов производилась уже в конце сентября. После уборки с полей злаковых культур комбайном, а на неудобных полях, конными жатками или просто серпами. Сборы на молотьбу, проходили как на праздник, в вечерние, сухие, слегка морозные вечера. Они были увлекательными и даже музыкальными. Вот застучали по стылой, полевой дорожке, колёса телег, зазвучали голоса девушек и льется по селу, веселая или унылая песня:- (увещевал милый словами, а сам уехал в дальний край, сам уехал, мне оставил, дочь малютку на руках...).

   Каждый участник, уже знает свой участок работы. Все работы, начинаются с оказания помощи трактористу, завести трактор. Для этого, вожжевая веревка, узлом закрепляется своей серединой на заводной ручке трактора и по три человека с каждой стороны, захватывают её окончания. Тракторист берется за заводную ручку и командует своими помощниками, кому и когда тянуть в такт его движений. Трактор еще не остыл и со второго или третьего поворота заводной ручки, просыпается. Все громко кричат - ура, ура. Усилия двигателя через шкивную передачу, передается на молотильный барабан, работа началась.

   В работе, по сигналу бригадира были и минуты отдыха, тогда у костра собирались все участники, перекусывали, шутили, валяли девчат в соломе.

   У тех людей, которым поручалась доставка снопов из суслонов, к молотилке, случалось нередко, брали снопы, а грызуны уже там намолотили целую горку зерна, приготовили себе корм на зиму. Каждый возчик, имел при себе специальный мешочек и обязан был доставить, намолоченное мышами зерно, к молотилке и высыпать его в бункер. За этим строго следили и всегда строго наказывали провинившихся, вплоть до передачи дела в суд, за кражу социалистической собственности.

   Со мной на эту тему случилась неприятность. Я отвозил зерно от комбайна в уже темное время суток. В Сибири не в Питере, там значительно раньше наступает темнота. Однажды во время транспортировки зерна, к месту его дальнейшей обработки: просушки и провеевания, моя лошадь, одноглазая Мотаня испугалась, взлетевшую из высокой травы большую птицу, изменила направление движения очень резко в правую сторону, в сторону глаза которым она видит. При этом правое переднее колесо, наехало на какой то старый пень. Зерно, помещенное в большой ящик, изготовленный специально для таких перевозок, чтобы на току его было можно легко высыпать в общую кучу, наклонился к борту телеги и мой ящик поехал по наклонной плоскости на меня. Одной рукой, у которой вожжи, я пытаюсь задержать лошадь, а правой рукой и правым плечом, пытаюсь удержать ящик, чтобы все зерно не высыпалось на дорогу. Я удержал ящик, но он был настолько полным, что часть зерна просыпалась в траву. Лошадь остановилась, после того как переднее колесо съехало с пенька, я сдвинул ящик на место и пытался собрать зерно, которое высыпалось из тары, но извлечь его из высокой травы, было невозможно. На току приемщик сразу заметил, что в доставленном зерне, много травы, началось разбирательство, но было очень темно и разбирательство решили отложить до утра. Утром прошли на место аварии, убедились, что ни какого вымысла в моем рассказе не было и злого умысла тоже. Пытались собрать зерно с травы, но результата не получили, его в траве было не много. Сам я отделался легким испугом, мне простили этот промах. И зачем мне нужно было это зерно, которое невзначай, высыпалось в дороге? У меня ни кола, ни двора.

   Колхозники имеют двор и хозяйство, держали скотину и птицу, в установленных законом размерах. Скот и птицу, нужно кормить с тем, чтобы кормить многочисленных детей в семьях. Иногда были случаи, когда колхозники,, прихватывали с поля зерно, за что жестоко наказывались, вплоть до уголовной ответственности. Я не могу представить, как только жили в колхозе, по существу они ничего не получали на свои трудодни. Весь урожай вывозился в счет госпоставок. Колхозникам выдавали печеный хлеб, только тем, кто работал в поле, там готовили и похлебку. Но нужно было кормить и семьи. Откуда, это не важно, но на столе у крестьян появлялся мёд, печёный пшеничный хлеб, иногда с примесью толчёного пшена. Картофеля, правда было в достатке, да и других овощей и их хватало, потому что, приусадебные участки были не ограниченными. Я так думаю, что люди пользовались услугами, ранее потерянных хуторов и упрятанными при коллективизации запасами продуктов. Не могу полностью быть уверенным, но мне приходилось много раз видеть, ухоженные островки их бывших хуторов. Когда хозяева успевали там что-то делать, для меня оставалось загадкой. Люди были едины в сохранении своей и общей тайны, а администрация, не пыталась поднимать этот вопрос.

   Те крестьяне, которые по какой то причине не вступили в колхозы, остались на своих хуторах. Их земли и постройки выглядели достойно и там нам, эвакуированным питерцам, можно было обменять оставшиеся ценности или носильные вещи на продукты. Товар на товар. Можно было заработать, например наша мама была хорошей портнихой, у нас с собой была машинка Зингер (разобрали ножную машинку и забрали с собой верхнюю часть) и мама брала работу по пошиву одежды или какую переделку. За работу мы получали овощи и возвращались в Камышловку. Нужно сказать, что периодически, нам эвакуированным выдавали несколько фунтов муки, а вот из каких резервов, я не знаю, колхозники её не получали.

 

   Мы благодарны нашим односельчанам, они делились с нами всем тем, что имели сами, они сохранили нам жизнь, там мы прошли реабилитацию от голода и фронта. 

22.07.2013 в 15:26

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: