Я «кручусь» один. А желудок опять болит и очень сильно. В один из заходов в Севастополь 15 марта вырвался во флотскую поликлинику, попал на приём к врачу-терапевту Русановой Р.И. Внимательно выслушала, осмотрела, дала направления на анализы, в том числе желудочного сока, рентген и так далее. Посочувствовала, но не напугала, не потребовала срочного обследования. А когда мне сдавать анализы? Всё время в море.
25 мая меня почти без сознания, с гемоглобином в 26 единиц (норма 135-180) доставили в госпиталь и в срочном порядке ночью прооперировали – сделали резекцию желудка, удалили две трети его.
Операцию проводил дежурный хирург, подполковник Павлов Олег Константинович. Выхаживал меня он и полковник Денисенко Алексей Иванович. Послеоперационный период проходил тяжело – перитонит, надпечёночный абсцесс, воспаление лёгких, свищ.
Чудом и стараниями докторов я остался жив. Очень помогло (а может быть, спасло) прямое переливание крови от милых медсестер – Машеньки Дубовик и Валюши Головлёвой. Три месяца провёл в госпитале. Поступил с 66 кг веса, вышел с 54 кг. Потом был лечебный, затем очередной отпуск, который я провёл в Ялтинском санатории Черноморского флота.
В санатории я встретил нашего однокашника Диму Кузнецова, который принял участие в моей служебной судьбе. Дима служил в Москве в Главном штабе ВМФ, рассказал обо мне Валере Позднякову, ну а тот нажал нужные рычаги и поддержал меня в кадрах.
Потом, когда Валера служил в кадрах Министерства Обороны, он часто приезжал в Севастополь, всегда приходил к нам. Было интересно послушать столичного гостя, хотя по служебным делам он не очень-то разговаривал, (но слушал!). Больше делился с моей женой рецептами приготовления всяких вкусных вещей.
После отпуска осенью 1969 года я вернулся на «Ленинград», но так как был признан негодным к плаванию на кораблях, а «Ленинград» собирался идти на боевую службу, то меня временно назначили штурманом на БПК «Отважный» того же соединения.
Меня хорошо принял командир «Отважного» – Иван Петрович Винник, которого я знал лейтенантом с 1958 года и с которым я некоторое время служил на «Комсомольце Украины», где он был помощником командира. Задача была одна – учить молодых штурманов, только что назначенных на корабль. Но учить приходилось в море: совместное плавание, маневрирование при выходе в торпедную атаку, при стрельбе по щиту и так далее. Четыре месяца я плавал на «Отважном». Не думалось, что корабль ждёт трагическая судьба.
30 августа 1974 года на корабле возник пожар из-за случайного запуска двигателя ракеты во время контрольной проверки. Несмотря на усилия всего флота, корабль затонул. Погибли 24 человека.
И.П. Винник, уже был назначен на другую должность, и 28 августа должен был убыть к новому месту службы. Но комбриг приказал ему выйти в море командиром «Отважного», так как новый командир на корабль не прибыл. Капитан 2 ранга Винник Иван Петрович боролся за жизнь корабля до последнего момента и сошёл с него последним по приказанию начальника штаба флота. Это был самоотверженный командир, добрый человек. К сожалению, 5 февраля 1997 года он скончался на 63 году жизни.
Надо отметить, что в числе офицеров, покидавших борт БПК «Отважный» последними, был наш однокашник, старший офицер управления боевой подготовки штаба Черноморского флота капитан 1 ранга Сергей Никифоров, принимавший непосредственное участие в действиях флота по спасению корабля.