authors

1427
 

events

194041
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » vagarin1yandex » Как мы это видели и что помним - 2

Как мы это видели и что помним - 2

01.02.1962
Воронеж, Воронежская, Россия

2. Перемены. Все кувырком. Реформа образования.

               Первую сессию я сдал на тройки, а иначе с таким бешеным времяпровождением не могло и быть! Воздух свободы и разгильдяйства всегда нравился молодым. И я не был исключением. А тут еще начались девочки. Пришла первая любовь.
И вдруг грянул гром среди ясного неба. Нас собрали в 201 аудитории и объявили о реформе высшего образования.

               Прежде, чем рассказать о сути реформы, и чем она обернулась для нас, я должен сказать, что студенты не сном, ни духом не знали о тех политических решениях, которые принимал Хрущев. По иронии судьбы именно эти решения проходили с широким обсуждением в прессе, в академии наук, в верхах ВУЗов, но студенты этим не интересовались, а насильно нас, конечно, никто не думал информировать. Все прошло мимо! Таким образом, всех нас реформа застала врасплох.

               Просто однажды собрали и объявили, что на факультете создаются две группы: одна со временем учебы пять лет по специальности эксплуатация автомобильного транспорта и в ней будут учиться только студенты, отслужившие армию и студенты, имеющие за спиной двухлетний производственный стаж. Остальные будут учиться шесть лет, вместо пяти и по специальности: «трактора и автомобили лесного хозяйства и лесной промышленности». Кроме того для бывших школьников  вводилась на два года система вечернего обучения с обязательной работой на предприятиях лесного комплекса. А он, этот комплекс находился в разных областях страны.

               Моя группа выезжала на работу в город Гусь Хрустальный в леспромхоз. Экзамены у нас должны были принимать институтские преподаватели прямо на месте, без отрыва от производства.
Это была просто катастрофа! Во-первых, я поступал не на трактора, а на эксплуатацию транспорта и на каком основании, без моего желания меня переводят на другую специальность? Во-вторых, почему я должен учиться  по вечерней схеме? Опять же любовь, которая должна остаться в Воронеже. И наконец, почему я должен уехать на два года в этот Гусь, хотя бы и Хрустальный?

               Среди студентов началась паника. Посыпались заявления об отчислении, некоторые студенты сумели перевестись в другие ВУЗы Воронежа, которые не отправляли студентов на работу в другие города, а я вместе с двумя приятелями перевелся внутри института на факультет механической технологии древесины (МТД), который выпускал инженеров-механиков для деревообрабатывающей и мебельной промышленности. Так Хрущ, как мы все его называли или царь Никита, без моего желания круто изменил судьбу на всю оставшуюся жизнь.

               Факультет МТД института так же был переведен на двухгодичную систему вечернего обучения, однако студенты, разбитые на группы, направлялись работать в деревообрабатывающие цеха предприятий города и никуда не выезжали. Так я попал в деревообрабатывающий цех вагоноремонтного завода на два долгих года.

               Я так подробно рассказал об этих событиях потому, что ныне говорят о Карибском кризисе, Совнархозах, провале аграрных реформ Хрущева, но никогда и нигде я не слышал о его реформах в образовании, которые были с треском провалены и отменены с его уходом.

               Кратко, по идее, они должны были сблизить учебу с производством и начиналось все со школы. «Трескотню» по поводу этого «сближения» в прессе мы все помним, но никогда бы мне в голову не пришло, что это сближение будет настолько близким. В 1958 году был принят закон «О развитии системы народного образования в СССР». Обязательным становилось 8-летнее школьное образование. Все, кто хотел получить среднее образование, должен был учиться в среднем профтехникуме либо в средней политехнической школе с производственным обучением, либо в заочных и вечерних школах. Школы приспособились. В них столярничали, слесарили, крутили токарные и фрезерные станки, а в высшей школе учеба, поступивших в ВУЗ вчерашних школьников, в течении двух лет совмещалась с работой на производстве.


               Причинами таких решений послужила острая нехватка квалифицированной рабочей силы, так как основная масса выпускников школ стремилась  к продолжению учебы в ВУЗах и не шла на производство. Хрущев выдвинул лозунг: «Укрепить связь между школой и жизнью». Ну, и укрепил, напрочь! С отставкой Хрущева в 1964 году средняя школа опять стала десятилетней, а  система двухгодичного вечернего обучения отменена.

               Вечернее обучение - что это было для нас? Это был сплошной кошмар и ужас. Надо было встать в шесть часов утра и через весь город проехать тремя видами транспорта, чтобы без пятнадцати восемь войти в цех. Я жил в районе института и его общежитий. Чтобы добраться в Отрожку, надо было проехать вокруг через весь город. Динамовского моста  в те времена не было, и транспорт шел по Чернавскому. Чтобы не тратить полтора, а то и два часа на транспорт, мы ходили через луг, переходили речку и, пройдя километра четыре – пять, к восьми были у проходной завода. Отработав семь (по законодательству для малолеток) часов у станка, шли обратно и в шесть часов десять минут начинались занятия в институте. Зимой мы ездили на лыжах, возбуждая у рабочих неподдельный интерес, а в межсезонье, показывая свои заводские пропуска, упрашивали охрану железнодорожных мостов пропустить нас на работу.


               На занятиях многие засыпали за партами, многие заболевали, у половины кружилась голова. Вот бы заставить Хруща оттопать 10 километров, простоять 7 часов у станка и после этого просидеть на занятиях высшей математики или физики две – три  пары лекций! Не могу забыть этого времени Мы все падали от усталости, наступало безразличное отупение. Оазисом были одни субботы, когда мы просто учились.
Надо сказать, что у студенческой молодежи к Хрущеву было стойкое негативное отношение, как впрочем, и у большинства населения. Несмотря на то, что в его правление было сделано и немало хорошего, вспомните хотя бы увеличение пенсий, выдачу паспортов сельскому населению, жилищное строительство и другое, в целом он был очень непопулярным. В кинотеатрах перед кинофильмом всегда шел  киножурнал «Новости дня». Конечно, показывали Хрущева. Не было случая, чтобы при его появлении зал не топал, не свистел и не улюлюкал. Всегда раздавались крики «кукурузник» или еще похуже. Однажды, в таком журнале Хрущеву на какой-то встрече (по моему с польскими шахтерами) подарили высокую барашковую шапку, которую он надрючил на лысину и весь кинозал грохнул от хохота. Вид у него был как у шута горохового!


               При Хрущеве анекдоты про него росли как грибы. После его крылатой фразы, о том, что мы догоним и перегоним Америку в студенчестве был популярным анекдот, где  делегаты съезда упрашивают его  изменить формулировку: только догнать, перегонять…- ни в коем случае, потому, что когда обгоним, американцы могут увидеть, что у нас жопа голая.

               Поскольку выпускников технических вузов ждала максимальная зарплата в 100 рублей, у студентов ходил такой анекдот: Джон Кеннеди спрашивает у Хрущева, сколько получает инженер в СССР, на что он парирует: - «А у вас, зато негры не учатся»!

               Но Хрущев и без анекдотов прославился своим ботинком, которым стучал на заседании  ассамблее ООН, своей знаменитой фразой «мы вам покажем кузькину мать», которую он сказал вице-президенту США Р.Никсону. В Америке он комментировал возможность мирного сосуществования тем, что заявил: «американская свинья и советская по его убеждению вполне могут мирно сосуществовать»!
На мой взгляд, самый большим его шедевром является фраза:
- «Мы никогда не примем Аденауэра как представителя Германии. Если снять с него штаны и посмотреть на его задницу, то можно убедиться, что Германия разделена. А если взглянуть на него спереди, то можно убедиться в том, что Германия никогда не поднимется»!

30.01.2013 в 20:51

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright
. - , . , . , , .
© 2011-2024, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: