К младшим лицейским пансионерам обычно прикомандировывался так называемый "старший воспитанник", избиравшийся из числа лучших учеников выпускного класса, отделявшийся от своего класса и получавший отдельную комнату в пансионе младших воспитанников второго или третьего классов. Иногда старших воспитанников бывало и двое - один в пансионе приготовительного и 1-го классов, другой в пансионе 2-го и 3-го. На их обязанности лежало чтение детям вслух "опробованных" книг, исторических повестей и романов, рассказов из хрестоматии и т.п.
Кроме этих старших воспитанников, так сказать, по праву, - лучших учеников выпускного класса, - были на правах старших и ученики 7-го или даже 6-го класса, по приказу Каткова. Это были сыновья самых влиятельных людей того времени, в покровительстве которых нуждался Катков. Тут уж не справлялись об успехах этих незаконных старших воспитанников, обычно самых отъявленных оболтусов, открыто глумившихся над преподавательским персоналом. Больше всех позволял себе в этом смысле князь Орлов, окончательно распустившийся и державший себя таким хамом, что с ним решительно не было сладу.
Помню, какое негодование вызвал у всех нас один его поступок. У нас был в пятом или шестом классе французский гувернер мосье Пюжен. Хотя ученики, всегда любящие коверкать иностранные фамилии на русский лад, и перекрестили его в Пижона, но к нему вовсе не было дурного или презрительного отношения. Орлов, разозлившийся на него за что-то, стал его ругать последними словами, грозя отхлестать плеткой, бывшей у него в руках, если он тотчас же не снимет ему сапоги. И Иосиф Иванович, как звали Пюжена, вынужден был сапоги снять. Мало того, после этого случая Орлов, как только ему хотелось сорвать на ком-нибудь свою злобу, кричал на весь пансион:
- Эй, Иосиф, иди снимать сапоги!
У меня клокотало в груди и темнело в глазах. Я однажды не выдержал и спросил Иосифа Ивановича, как он может так унижаться перед этим негодяем?
- А разве вы хотите, чтобы я подвергся участи мосьё Кросса? – спросил он меня.
Кросс был уволен Катковым за какой-то конфликт с одним из барчуков-башибузуков. Этого эпизода я не имел сил рассказать моим родителям.