*****
Ближе к осени, когда ночи стали прохладными, дядя Ваня и Саша Камерцель (он работал мотористом у дяди), взяли меня с собой острожить. Острожить — это рыбачить с помощью остроги в ночных условиях. Мы с вечера заплыли на лодке вверх по Белой речке километров на пять. Погода стояла совершенно тихая, ночь обещала быть безлунной. Дождались темноты. Саша зажёг две керосиновые лампы (две лампы ярче светят), поставил их в специальный фонарь с прозрачными стёклами, а сам фонарь закрепил на носу нашей лодки с таким расчётом, чтобы свет падал на кромку воды, туда, где она соприкасалась с берегом.
Дядя Ваня сел на корму и, взяв весло, стал управлять лодкой так, чтобы она бесшумно скользила вдоль берега речки. А Саша взял в руки острогу (это устройство напоминало вилы, только зубья здесь помельче) и приготовился к рыбалке, всматриваясь в освещаемую фонарём воду. Многие щуки «спали» в воде, приткнувшись головой к самой кромке берега. Когда свет от лампы падал на щуку, Саша её замечал и резким движением метко пронизывал острогой. Поймали тогда десять щук. Метод, конечно, варварский, но по-другому щуку добыть в это время года сложно.
Где-то в этот же период я оказался свидетелем ещё одной рыбалки, о которой уместно будет упомянуть. Это — рыбалка сплавной сетью. Связана такая сеть обычно из очень тонкой капроновой нитки и имеет высоту стенки не менее двух метров, а длину — более сорока.
При изготовлении сеть насаживалась на тонкие шнуры, на один из которых привязывались небольшие грузила, а на второй — поплавки. Рыбаки забрасывали сеть поперёк реки на таком участке, где дно было чистым, а русло глубоким. Сеть в воде занимала вертикальное положение, её вместе с рыбацкой лодкой несло течением по реке примерно с полкилометра. Потом сеть быстро вытаскивали. Ловилась всякая крупная рыба, включая стерлядь, язей и даже нельму. Эта рыбалка, наравне с самоловами и острогой, считалась запрещённой.
Дядя Ваня мне рассказывал, что был случай, когда «сплавнушка» за что-то довольно прочно зацепилась, и когда её вытаскивали, то добрую половину, к огорчению рыбаков, изодрали.
Однажды при сплаве сети в неё попал огромный осётр. Он оказался таким сильным, что попав в сеть, потопил все поплавки. Поначалу рыбаки решили, что произошёл зацеп, но потом увидели в сети рыбину, с которой не стыдно возвращаться с рыбалки. Весил осётр больше пуда.