authors

1568
 

events

220004
Registration Forgot your password?
Memuarist » Members » Nickolay_Raevskiy » Тысяча девятьсот восемнадцатый год - 46

Тысяча девятьсот восемнадцатый год - 46

04.04.1918
Лубны, Полтавская, Украина

XI

Обзору военных действий обыкновенно предшествует в специальных работах военно-статистическое описание театра войны. Наш Куринь фактически участвовал в гражданской, по преимуществу, внутрикрестьянской войне, принявшей после изгнания большевиков латентные формы. Изредка лишь скрытая форма переходила в открытую, и на территории Лубенского уезда разыгрывались форменные бои; даже с применением артиллерии. Мне кажется, что для более точного понимания событий, свидетелем и участником которых мне пришлось быть, необходимо дать хотя бы самый краткий очерк социальной структуры уезда. Я ограничусь только сельским населением -- в городе Лубнах и окрестностях стоял кроме Куриня довольно сильный германский гарнизон, и какие бы то ни было вооруженные выступления недовольных элементов против "существующего строя" были совершенно невозможны, хотя не раз ходили слухи, что восстание готовится, Лубенский уезд занимал площадь в 2.115 кв. верст - 220. 328 десятин[1] при населении в 169.085 душ и средней плотности 80 человек на 1 кв. версту. По данным земской переписи 1910 г. в уезде было:

малороссов[2] ...................................................................................... 95,00%

евреев ................................................................................................ 3,33%

великороссов  .....................................................................................1,43%

остальных ..........................................................................................0,24%

Согласно данным той же переписи, грамотных было: в городах -- 57%, в селах - 24%, вообще по уезду - 26,7% (42% мужчин и 11,2% женщин). Таким образом, в Лубенских селах более половины мужчин и девять десятых женщин были неграмотными.

Что касается общей характеристики распределения земельной собственности, то необходимо сразу же отметить, что уезд не был помещичьим - дворянам и чиновникам принадлежало лишь 20,32% земли. Кроме того, крупных имений -- более пятисот десятин - имелось всего 17, общей площадью в 17.994 д. 120 средних владений (от 50--500 д.) занимали такую же почти площадь -- 18.085 д. Наконец, преобладающая масса -- 437 -- дворянских и помещичьих владений принадлежали к числу мелких (менее 50 д.) общей площадью всего лишь в 5.402 д.

Отношения между помещиками и крестьянами, по крайней мере, до революции были за малыми исключениями удовлетворительны. Об этом свидетельствует тот факт, что за время "первых большевиков" в Лубенском уезде никто из помещиков не был убит (погибло лишь двое хуторян -- Козаков, убитых односельчанами) и не было сожжено ни одной усадьбы[3], в то время как в соседнем, Хорольском, было убито более 60 помещиков, козаков и зажиточных крестьян. В гетманский период лишь двое лубенских помещиков воспользовались правом взыскать денежное вознаграждение за расхищенное имущество (отставной жандармский генерал Мусман и г.Чегринец. Первый из них был известен тем, что на земских собраниях доказывал необходимость восстановить телесные наказания для крестьян. Что касается г. Чегринца, то он, единственный из всех лубенских землевладельцев-дворян, попытался нажиться за счет селян. Пользуясь своими знакомствами с германским командованием, он взыскал с мужиков 17 000 рублей, в то время как разграбленное имущество стоило самое большое 5 000. Повторяю, однако, что это были редкие исключения. В общем лубенские помещики стремились ликвидировать (как тогда казалось) революцию как можно более безболезненно и проявили в этом отношении много такта и понимания обстановки.

Борьба принимала порой жестокие формы, главным образом, внутри "непривилегированных сословий", которым принадлежала основная масса земли: 52,74% -- козакам, 16,80% -- крестьянам. Если сравнивать большинство Козаков и крестьян, то значительной разницы в смысле обеспеченности землей между ними не было (козаки все же в среднем несколько богаче крестьян). То и другие разнились больше по своему психологическому облику. Потомки малороссийских Козаков считали себя до известной степени привилегированным в непривилегированной среде сословием и с крестьянами не смешивались. В селах смешанного состава обычно имелось два общества -- крестьянское и крзачье, отдельно собиравшееся и на сходы. Было бы однако ошибкой считать, что эта обособленность шла так же далеко, как на Дону или на Кубани, где козаки и иногородние -- два отличных мира. О Лубенском уезде борьба шла не между козаками и крестьянами, а между экономически слабыми и сильными.



[1] Цифровые данные заимствованы из "Статистического справочника по Полтавской губернии на 1915 г, "изд. Полтавского губернского земства и из издания Центрального статистического комитета МВД. "Статистика Землевладения -- 1905 г."

[2] В официальной статистике термин "украинский" не допускался.

[3] Пользуюсь случаем поблагодарить В. Н. Леонтовича, бывшего министра земледелия Украинской Державы, любезно сообщившего мне эти сведения. У В. Н. Леонтовича было а Лубенском уезде имение.

29.11.2024 в 13:03

Присоединяйтесь к нам в соцсетях
anticopiright Свободное копирование
Любое использование материалов данного сайта приветствуется. Наши источники - общедоступные ресурсы, а также семейные архивы авторов. Мы считаем, что эти сведения должны быть свободными для чтения и распространения без ограничений. Это честная история от очевидцев, которую надо знать, сохранять и передавать следующим поколениям.
© 2011-2025, Memuarist.com
Idea by Nick Gripishin (rus)
Legal information
Terms of Advertising
We are in socials: