Поездка в Рим в 1902 году
Оторваться от дел ради отдыха и развлечения мне было удобнее всего постом, после "Контрактов" в Киеве (совпадавших обычно с масленицей) и до начала весенних работ в Курской губернии (открывавшихся в последних числах марта или первых апреля по старому стилю). Здесь выпадало недель 6 относительного затишья, которыми я и старался пользоваться для поездок за границу, когда к тому не встречалось каких-либо помех. Сережа "брал отпуск" до меня, тоже обыкновенно пользуясь им для поездок за границу. Туда нас тянуло естественное желание время от времени, как в источник живой воды, погрузиться в культурную жизнь Западной Европы, с ее свободной печатью, общественными собраниями, живой политической борьбой, парламентскими установлениями, со всевозможными проявлениями прогресса, с богатейшими научными и художественными собраниями и музеями. Была и другая приманка.
За границей продолжал жить и работать Николай Васильевич Сперанский. Мы с ним поддерживали общение деятельной перепиской, подкреплявшейся его ежегодными, обычно осенью, приездами на побывку в Москву, где он останавливался на квартире у Сережи. В свою очередь и мы, когда выпадало свободное время, тянулись к нему за границу. Он жил то в Дрездене, то в Мюнхене, но дольше всего в Париже, где он завел и прочные дружеские связи с некоторыми лицами. Из них мне пришлось через него познакомиться с Лефрансе -- старым коммунаром 1871 года (его дневники за время Коммуны изданы недавно в русском переводе); Эли Реклю -- человеком исключительного ума и громадной эрудиции, державшегося очень независимых взглядов, сын которого Поль был выслан из Франции за причастность к анархическому движению во Франции того времени; с Добриновичами (Аркадакскими) Константином Васильевичем и Софией Николаевной; с Анной Федоровной Тимофеевой, сестрой профессора химии в Харькове. Когда Николай Васильевич стал преподавать русский язык в École des langues orientales {Школа восточных языков (фр.).} в Париже, то мне пришлось встречать у него и преподавателей и учеников этой школы и таким образом видеть повседневную жизнь интеллигентных парижских кругов, обыкновенно ускользающую от наблюдения туриста.
В 1902 году Николай Васильевич женился на Ольге Александровне Чупровой и весну проводил с Чупровыми в Пельи -- небольшом уединенном местечке на северо-западном побережье Италии. Здесь в эту весну навестил его и Чупровых брат Сережа, сюда же затем направился и я. София Яковлевна из-за нездоровья детей не могла выехать со мной и присоединилась ко мне лишь в конце моего путешествия на обратном пути в Россию.